АвторДмитрий Кочегаров
altruizm eto v psihologii

Альтруизм — что это в психологии и сколько в нем эгоизма?

В этой статье я расскажу вам про альтруизм — что это такое вообще и как он определяется в психологии.

Не смотря на то, что многие часто заявляют: «Я не альтруист», имея ввиду нежелание делать что-то бесплатно, все мы в той или иной степени альтруистичны.

Как показывает практика, даже у самых отъявленных эгоистов иногда возникает желание кого-нибудь угостить или просто придержать дверь для другого человека. Давайте разберемся, как еще проявляется альтруизм и есть ли в нем место для эгоизма.

Содержание статьи:

Что такое альтруизм?

Альтруизм проявляется в помощи кому-то другому и жертвованием чем-то своим. Явление может иметь широкий диапазон действий: от жертвования своей жизнью ради спасения других, пожертвований на благотворительность или оплаты обеда в столовой, до простого придерживания, в течение нескольких секунд, двери для незнакомца.

Часто люди ведут себя альтруистично, видя других людей в сложных обстоятельствах. Они чувствуют сочувствие и желание помочь.

Альтруистические побуждения и поведение — важный компонент, связывающий семьи и объединяющий социальные группы. Он помогает людям уживаться, сотрудничать и развиваться.

Люди, которые помогают другим, часто получают что-то взамен. Это может быть нематериальная награда — восхищение, благодарность и уважение, или материальная поддержка в будущем.

Альтруистическое поведение и взаимные добрые дела помогают всей дружной группе получать поддержку, когда кто-то в ней нуждается.

Считается, что, в некоторой степени, альтруизм заложен в человеке от природы. Взаимопомощь позволяла нашим предкам выживать в суровых условиях, и до сих пор играет важную роль в обществе.

Альтруизм и бескорыстен и эгоистичен. В некотором смысле альтруисты ставят интересы других выше своих собственных, но иногда желание делать добрые поступки для других вызвано ожиданием долгосрочной выгоды.

altruizm eto v psihologii

«Взаимный альтруизм» — термин, используемый учеными для описания помощи, которая основывается на предполагаемой отдаче от человека, которому оказывается помощь.

Большинство людей готовы помогать нуждающемуся хорошему другу или члену семьи. Но как далеко простирается эта доброта?

Одни люди, явно, более альтруистичны, чем другие. Они не задумываясь рискуют своей жизнью даже ради незнакомцев. Другая крайность — черствые психопаты, у которых желание прийти на помощь на самом низком уровне. А основная часть людей – где-то посередине.

В основе этих индивидуальных различий могут лежать многие факторы, как внутренние, так и внешние.

Является ли альтруизм «выученным» или врожденным?

Даже маленькие дети чувствуют себя лучше, когда делятся чем-нибудь с другими. В некоторой степени альтруистические побуждения «встроены» у большинства людей. Многие альтруистические действия являются реактивными: человек сочувствует тому, кому больно и кто нуждается в помощи.

Конечно, люди также принимают нормы альтруизма своей культуры, в том числе и те чувства благодарности и щедрости, которые считаются приемлемым.

Что заставляет людей быть альтруистами?

на степень альтруистичности людей могут влиять неврологические, культурные и другие факторы. Так называемые «экстремальные альтруисты», предположительно, отличаются от других размером миндалины (миндалевидного тела) их мозга и восприимчивостью к признакам дистресса.

Могут играть роль и внешнее окружение, религиозное воспитание или социально-экономический статус.

Эффект «теплого свечения»

Даже не ожидая благодарности и награды за доброе дело, люди часто чувствуют себя счастливыми, делая его. Это ощущение иногда называют «теплым светом». Вероятно, оно способствует альтруистическому поведению людей, которые его чувствуют.

altruizm eto v psihologii

Животные и альтруизм

Многим видам выгодно, когда отдельные особи ставят служение большой группе выше своих личных интересов. Подобное альтруистическое поведение замечено у различных животных, от крыс до бонобо и китов.

Альтруизм в психологии

Поведение обычно описывается как альтруистическое, когда оно мотивируется желанием принести пользу кому-то, кроме себя. Такое действие совершается в интересах другого человека.

Термин используется как противоположность «эгоизму» — поведению, которое мотивируется исключительно желанием принести пользу самому себе, или, с еще большим контрастом, «вредительству», означающему поведение, направленное на причинение вреда другим.

Иногда, однако, слово «альтруизм» используется более широко для обозначения поведения, приносящего пользу другим, вне зависимости от мотивов этого поведения. В этом широком смысле альтруизм может быть приписан и определенным видам животных, например, матерям-медведицам, защищающим своих детенышей от нападения, рискуя собственной жизнью.

Считается, что все мы в какой-то степени альтруисты. Но какова эта степень?

Давайте разберемся, почему человек делает что-то ради других, а не только ради себя. Всегда ли альтруизм достоин восхищения и действуют ли люди из чистого альтруизма, или все поведение, в конечном счете, корыстно?

Альтруизм: чистый или нет?

Альтруистические действия включают в себя не только действия, направленные на то, чтобы приносить пользу другим, но и действия, направленные на то, чтобы обезопасить или предотвратить возможный вред.

Например, человек ведет свою машину с особой осторожностью, когда видит, что проезжает рядом с территорией детской игровой площадки. Он хочет перестраховаться, чтобы никого не ранить.

Можно сказать, что его осторожность альтруистически мотивирована. Он не пытается сделать детям лучше, но старается не навредить им. И делает это потому, что искренне заботится о них.

Кроме того, альтруистические действия не обязательно содержат элемент самопожертвования. Они остаются альтруистическими, даже когда совершаются из сочетания нескольких мотивов, часть из которых могут быть корыстными.

У водителя в предыдущем примере может быть достаточно времени, чтобы успеть добраться туда, куда он едет; замедление скорости и дополнительная осторожность могут не противоречить его собственному благу.

Тем не менее, его поступок считается альтруистическим, если одним из мотивов его осторожности является забота о детях, их безопасность.

Конечно, он может знать, что, если он травмирует ребенка, то может быть наказан за неосторожное вождение. Он хочет избежать этого и по личным причинам. Получается, что его осторожность и альтруистическая и корыстная — она мотивирована не только одной причиной.

Не смотря на то, что корыстные и альтруистические мотивы противоположны друг другу, любое действие может быть предпринято по обоим мотивам.

altruizm eto v psihologii

Если действие совершается исключительно из альтруистических побуждений и корыстные мотивы полностью отсутствуют, можно описать его как случай «чистого» альтруизма.

Однако, следует отличать чисто альтруистическое поведение от самоотверженности: первое не предполагает никакой выгоды для себя, а второе — может включать некоторую потерю.

Например, у человека есть билет в театр, который он не может использовать из-за болезни. Он звонит и сдает билет в кассу, чтобы его мог использовать кто-то другой. Это случай чистого альтруизма, но без каких-либо жертв.

 Степени альтруизма

Рассмотрим человека, который всегда руководствуются принципом: «Я никогда ничего не буду делать, если это не будет выгодно для меня». Такой человек даже в малейшей степени отказывается жертвовать своим благополучием.

Но, с учетом только что высказанных терминологических замечаний, он мог иметь и альтруистические мотивы для некоторых из своих действий, или даже для многих или всех действий, которые он совершает.

В любом конкретном случае у него могли быть смешанные мотивы: он всегда старается делать то, что выгодно для себя, но это также позволяет ему мотивироваться ощущением, что это также хорошо для других.

Было бы неточным утверждать, что такой человек — альтруист. Многие обвиняли бы  его в том, что он недостаточно альтруистичен.

Здравый смысл заключается в том, что человек должен быть готов пойти на компромисс с другими людьми — взаимодействовать с ними способами, требующими, в определенных ситуациях, принятия менее полезного для себя, или отказ от более выгодной альтернативы. Так, чтобы распределение выгоды было наиболее справедливым.

Эти размышления приводят к своеобразному результату: каждое действие, предпринимаемое таким человеком, может быть альтруистически мотивированным. И все же мы неохотно или недостаточно искренне назвали бы его альтруистом.

Лучший способ справиться с некоторыми противоречиями — это провести различие между двумя употреблениями слова «альтруизм»:

  • Действие является альтруистическим в сильном смысле, если оно совершается, не смотря на ощущение, что оно влечет за собой некоторый ущерб для себя.
  • Действие является альтруистическим в слабом смысле, если оно мотивировано, по крайней мере частично, тем, что приносит пользу кому-то еще, или фактом, что оно поможет предотвратить для кого-то вред.

 Мораль или альтруизм?

Часть наших поступков, совершаемых при взаимодействии с другими людьми, является морально мотивированными, но не альтруистическими.

altruizm eto v psihologii

Предположим, что А позаимствовал книгу у Б и пообещал вернуть ее в течение недели. Когда А. возвращает книгу в срок, его мотив может быть описан как моральный: он дал обещание и он берет на себя обязательство его выполнить. Его мотив — просто сдержать слово.

Это не пример альтруизма. Но если A дарит Б книгу в качестве подарка, думая, что Б она понравится и будет полезной для него, А действует из желания принести пользу Б. В этом случае его мотив альтруистичен.

Точно так же предположим, что мать воздерживается от дачи советов своему взрослому сыну по определенному вопросу, потому что она считает, что это не ее дело — это было бы чрезмерным вмешательством в его личные дела.

В то же время, она также может думать, что ему было бы полезно получить ее совет; она уважает его самостоятельность, но боится, что он примет неверное решение. Ее воздержанность от советов морально мотивирована, но ее нельзя назвать актом альтруизма.

Как показывают эти примеры, понятие альтруизма применимо не к каждому морально мотивированному поступку, а лишь к тому, что делается из заботы о благе других (их благополучии).

Альтруистические действия могут быть описаны как благотворительные, доброжелательные или добрые, потому что эти слова также передают смысл действия во благо других, а не просто справедливо по отношению к другим.

Часто «мишени» альтруистического поведения выбираются людьми, исходя из личной привязанности и взаимоотношений.

Например, если A был необычайно добр к B, когда B был ребенком, а позже B может помочь A выйти из трудной ситуации, помощь, которую B оказывает A, является альтруистически мотивированной, хотя их общее прошлое в какой-то мере объясняет, почему В решил помочь именно А, а не нуждающемуся простому незнакомцу.

Здесь предполагается, что B не способствует благополучию A, как простому средству для его собственного (B) благополучия. Иначе В совершил бы действие только ради B.

Еще одно предположение состоит в том, что B мотивируется не просто ощущением своей обязанности помочь A; скорее, он не только чувствует себя в долгу перед A, но и искренне заботится о нем.

Люди, к которым мы относимся альтруистически, часто являются теми, к кому мы испытываем эмоциональную (сентиментальную) привязанность, или к которым чувствуем благодарность.

Но это не единственный вариант. Некоторые альтруистические действия мотивируются просто признанием огромной нужды тех, кто получает от них пользу. И благодетель с бенефициаром могут быть абсолютно незнакомыми друг другу.

То, что действие является альтруистически мотивированным, не означает, что оно оправдано или достойно похвалы. А может ошибочно думать, что он повышает благосостояние Б; Б может также ошибочно думать, что он извлекает выгоду из усилий А.

Можно сказать, что в таких случаях в мотиве А есть что-то достойное восхищения, однако, не исключено, что ему не стоило делать так.

Существует ли альтруизм?

Психологический эгоизм: сильные и слабые версии

Согласно доктрине, называемой «психологический эгоизм», все человеческие действия в конечном итоге мотивируются личными интересами.

Психологический эгоист может согласиться с идеей, поддерживаемой здравым смыслом, о том, что зачастую мы хотим принести пользу другим, а не только себе; но он скажет, что мы делаем это только потому, что рассматриваем помощь другому, как средство для собственного блага.

По мнению психологического эгоиста, мы не заботимся о других людях ради них. Другими словами, альтруизма не существует.

altruizm eto v psihologii

Поскольку мы выделили несколько различных способов использования термина «альтруизм», будет полезно провести аналогичные различия между различными разновидностями психологического эгоизма.

Напомним, что действие является альтруистическим в слабом смысле, если оно мотивировано, по крайней мере частично, тем фактом, что оно приносит пользу кому-то еще (или тем, что оно не причиняет вреда кому-либо).

Психологический эгоизм, как определено в предыдущем абзаце, отрицает существование альтруизма в этом смысле. В понимании рассуждающих об этом философов, это его самая сильная форма.

Можем представить более слабые его версии:

  • Одна из них будет отрицать, что альтруизм всегда чист;  другими словами, она гласила бы, что каждый раз, когда мы делаем что-то, одним из наших мотивов является стремление к собственному благу.
  • Другая более слабая форма психологического эгоизма будет заключаться в том, что мы никогда не будем добровольно делать то, что, как нам кажется, в какой-то степени причинит вред нашему благополучию.
  • Третья форма психологического эгоизма признала бы, что иногда одной из причин наших действий является добро, которое мы делаем для других; но, при этом, мы никогда не действуем на благо других, когда предполагаем, что это повредит нам.

Чистый альтруизм и самопожертвование

Из трех указанных выше форм психологического эгоизма наименее открыта для возражений слабая форма, утверждающая, что альтруизм никогда не бывает чистым. Она утверждает, что всякий раз, когда мы действуем, один из наших мотивов — собственное благо.

Априорного аргумента в этом тезисе нет. Во всяком случае, тот аргумент, который мы рассматривали для самой сильной формы психологического эгоизма, не поддерживает его — две предпосылки, используемые в этом аргументе, неправдоподобны.

Тем не менее, можно предположить, что на самом деле мы всегда находим какую-то корыстную мотивацию, которая сопровождает альтруистически мотивированное поведение. Трудно опровергнуть это предположение.

Обычно мы не знаем все соображения и причины, лежащие в основе нашего поведения. Некоторые из наших мотивов скрыты. В наших умах и душах происходит слишком многое и мы не можем осознавать все это сразу. Поэтому можно предположить, что мы никогда не бываем чистыми альтруистами.

Но как насчет другой слабой формы психологического эгоизма? Той, которая признает одной из причин нашего поведения желание сделать что-то для других ради них, но заявляет, что мы никогда не действуем на благо других, если думаем, что это навредит нам.

Другими словами, в нем говорится, что мы никогда не будем добровольно делать то, что, предположительно,  в какой-то степени, принесет вред нашему благополучию.

Первое, что следует отметить в этой форме психологического эгоизма, это, опять же, отсутствие априорного аргумента в его поддержку.

Две предпосылки — что все действия мотивированы желанием, а все желания подобны голоду — неправдоподобны, и поэтому они не подтверждают тезис о том, что мы никогда и ни в какой степени не жертвуем нашим благополучием.

Если эта форма психологического эгоизма считается устойчивой, ее доказательства должны быть получены из наблюдения причин действия каждого человека.

Когда наши мотивы изучаются тщательно, действительно можно обнаружить, что, хотя мы делаем добро ради других, мы никогда его не делаем, когда думаем, что это хоть немного навредит нашему благополучию.

То есть, мы считаем чужое благо как то, о чем стоит беспокоиться, но это всегда более слабый стимул, чем то, что входит в область наших личных интересов.

altruizm eto v psihologii

Нет оснований полагать, что человеческое поведение является настолько однородным по своей мотивации. Гораздо более правдоподобная гипотеза о человеческих мотивах заключается в том, что они сильно варьируются от одного человека к другому.

Некоторые люди никогда не бывают альтруистами; другие, как говорит слабая форма психологического эгоизма — альтруистичны, но только тогда, когда думают, что это не умалит их собственного благополучия; и третья, большая категория людей, те, которые, в той или иной степени, готовы пожертвовать своим благополучием ради других.

В пределах этой категории есть широкий диапазон — некоторые готовы приносить только маленькие жертвы, другие — большие жертвы, а некоторые — чрезвычайно большие жертвы. Такое понимание дает возможность нашему опыту обнаруживать признаки той или иной характеристики каждого человека.

Мы не должны называть всех эгоистами на основе априорной теории; скорее, мы должны оценивать степень эгоизма и альтруизма каждого человека на основе того, что можем увидеть в его мотивах.

 Существует ли эгоизм?

Еще одно замечание следует сделать из предположения, что альтруизм существует. Как мы можем спросить: «Что дает нам право полагать, что альтруизм существует?»,  так же можем и спросить: «Что дает нам основания полагать, что эгоизм существует?».

Подумайте о том, что всякий раз, когда мы действуем для нашего блага, мы делаем это не только ради себя, но и ради кого-то другого. Есть ли у нас основания исключить эту возможность?

Эгоист может снова ответить, что это априорная истина — все наши действия в конечном счете мотивируются только личными интересами. Но аргументы, поддерживающие это мнение, слабы и поверить в это не так легко. Легче поверить, что кто-то действовал по чисто альтруистическим мотивам.

Мы понимаем, что многое из того, что мы делаем для себя, имеет последствия и для других людей, и мы до некоторой степени заботимся об этих других людях.

Возможно, наша конечная мотивация всегда включает в себя и этот компонент. Против этого предположения найти доказательства труднее, чем можно было подумать.

Довести дело до крайности, можно предположив, что наша конечная мотивация всегда полностью зависит от других. Согласно этой надуманной гипотезе, всякий раз, когда мы действуем для нашего же блага, мы делаем это вовсе не ради нас самих, а всегда исключительно ради кого-то другого.

Отрицание того, что альтруизм существует, следует рассматривать с таким же сомнением, как и противоположное отрицание, согласно которому люди, в конечном счете, никогда не действуют ради собственного блага.

altruizm eto v psihologii

Обе гипотезы являются сомнительными обобщениями. У них обеих гораздо меньше правдоподобности, чем у простого здравого смысла, предполагающего, что люди иногда руководствуются чисто эгоистическими мотивами, иногда чисто альтруистическими, и, зачастую, сочетанием обоих мотивов.

Я и другие: некоторые радикальные метафизические альтернативы

Предположение, которое многие люди делают относительно эгоистических и альтруистических мотивов, состоит в том, что объяснить последнее труднее, чем первое, или что первое, в отличие от последнего, не требует доказательства.

Если кто-то спрашивает себя: «Почему я могу делать добро только когда для этого есть веская причина ?», хочется ответить, что в самом вопросе что-то не так — возможно, потому что на него не может быть ответа.

Можно сказать, что личный интерес не может быть оправдан и не нуждается в оправдании. А поскольку другие люди — это другие, кажется, что нужно привести какую-то причину для построения мостика от себя к этим другим.

Другими словами, нам, очевидно, приходится находить в других то, что оправдывает нашу заинтересованность в их благополучии, в то время, как для оправдания своей самооценки нам ничего не нужно искать в себе.

Возможно, оправданием альтруизма по отношению к кому-то является то, что они во многом похожи на нас.

Стоит спросить, является ли эта очевидная асимметрия между оправданием собственного интереса и оправданием альтруизма реальной или единственной очевидной.

Одним из ответов на этот вопрос является то, что эта асимметрия иллюзорна, потому что само различие между собой и другими искусственно и препятствует ясному мышлению.

Можно начать оспаривать действительность или важность различия между собой и другими, заметив, сколько изменений происходит во внутренней жизни того, что условно говоря, является одним «человеком».

Разум новорожденного, ребенка, подростка, молодого человека, человека среднего возраста и пожилого человека, приближающегося к смерти, — они могут иметь как минимум столько же различий, сколько и те, которые условно считаются двумя разными людьми.

Если молодой человек двадцати лет откладывает деньги на пенсию и старость, он копит на кого-то, кто будет сильно отличаться от него самого нынешнего. Почему это нельзя назвать альтруизмом, а не личным интересом?

Почему имеет значение, называется ли это действием для его же блага или для блага другого?

Еще один вид оспаривания достоверности различия между собой и другими вытекает из наблюдения Дэвида Хьюма о том, что когда мы смотрим в себя и проводим инвентаризацию содержимого нашей ментальной жизни, у нас нет полной идентификации с какой-либо сущностью, которая могла бы полностью отражать наше «я».

Самоанализ может рассказать нам кое-что об ощущениях, чувствах и мыслях, но у нас нет опыта какой-то сущности, которая обладает этими ощущениями, чувствами и мыслями. Эта точка зрения может рассматриваться как причина для отказа от здравого смысла.

Когда вы ссылаетесь на себя и отличаете себя от кого-то другого, есть нечто реальное, о котором вы говорите, или какое-то действительное различие между вами и другими.

Другими словами, можно подумать, что обычное различие между альтруистическими и эгоистическими мотивами ошибочно, потому что нет таких вещей, как «я».

Третья метафизическая возможность заключается в следующем: человека нельзя рассматривать одного (самого по себе), как если бы каждый был самодостаточным и полностью отдельным существом.

Такой способ мышления о себе не позволяет понять, каким глубоким образом мы по своей природе являемся социальными существами.

altruizm eto v psihologii

Вы, я и другие по нашей природе — просто части какой-то более крупной социальной единицы. В качестве аналогии можно рассматривать человеческое тело и его части: пальцы, руки, ноги, пальцы ног, туловище и т. д. Они не могут существовать, а тем более функционировать должным образом, в изоляции.

Можно сказать, что отдельные люди — это просто фрагменты большого социального целого.

Соответственно, вместо того, чтобы использовать понятия, выраженные терминами «корыстный интерес» и «альтруизм», мы должны рассматривать себя как вкладчиков в успех и нормальное функционирование более широкого сообщества, к которому мы принадлежим.

Заключение

Мы рассмотрели, что такое альтруизм с точки зрения психологии и не нашли причин сомневаться в том, что все мы можем и должны быть в какой-то степени альтруистами.

До какой степени? Утилитаристы и последователи имеют точный ответ на этот вопрос: каждый должен придавать равный вес благу каждого человека (или каждого разумного существа), считая себя лишь одной маленькой частью этого универсального блага.

Лучшая альтернатива — не отступать в другую крайность (эгоизм). То, насколько альтруизм свойственен человеку, зависит от его жизненной ситуации.

Альтруизм не всегда достоин восхищения: им следует восхищаться только в тех обстоятельствах, когда кто-то действует ради другого, и только тогда, когда то, что один стремится сделать для другого, действительно приносит пользу этому человеку.

Если кто-то ищет то, что нужно для блага других ради них, но ошибается в отношении того, что действительно хорошо для них, его действия являются вредными. Альтруизм полностью восхитителен только в сочетании с правильным пониманием благополучия.

Что не так с теми, кто не заботится о других ради них? Вполне возможно, что такие люди сами находятся в худшем положении, из-за чего у них отсутствует альтруистическая мотивация. Может также случиться так, что у тех, кто никогда не бывает альтруистическим, отсутствует рациональность.

А что Вы думаете об альтруизме? На что лично Вы готовы ради незнакомого человека, которого, как известно, Вы больше никогда не увидите? Пишите честно в комментариях или форме обратной связи.

Будьте здоровы и помогайте другим и записывайтесь на сеансы (только если это Вам действительно нужно)!

 

 

поделиться ссылкой:

оцените статью

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (13 оценок, среднее: 4,08 из 5)
Загрузка...