В этой статье мы рассмотрим понятие рефлексии — это что такое на самом деле, как оно выглядит и для чего нужно. Рефлексии уделяется большое внимание в работе с социальными связями, поэтому мы попытаемся рассмотреть различные подходы к ее определению и применению.
Термин «рефлексировать» сейчас употребляется чаще, чем когда-либо прежде. Он используется не только в педагогической деятельности, где предполагается постоянно оценивать то, что происходит в классе, но и в повседневной жизни — для получения позитивных изменений.
Но что именно представляет собой рефлексия?
Содержание статьи:
- Рефлексия — это что такое на самом деле?
- Как начать рефлексировать — надо знать
- Рефлексия в психологии и не только: ТОП-5 определений
- Типология рефлексии: какой она бывает?
- Рефлексия и психотерапия: точки соприкосновения
- Рефлексивная способность — что это?
- Саморефлексия и самосознание — что общего?
- Что такое рефлексивное письмо?
- Заключение: что нужно знать о рефлексии
Что такое рефлексия?
Рефлексия (от латинского reflexio — гнуть спину) является важной составляющей любой деятельности, особенно в психологическом процессе.
Понятие рефлексии уходит корнями в философию и относится к процессу размышления индивида о том, что происходит в его собственном сознании.
Декарт отождествляет его со способностью индивидов концентрироваться на собственном мыслительном процессе, оторванном от всего внешнего и телесного.
Дж.Локк различал понятия ощущения и отражения, в которых отражение представляет собой специфический источник знания (внутренний опыт) по сравнению с ощущением (внешний опыт), основанным на восприятиях и ощущениях органов чувств.
Среди множества определений рефлексии уместно обратиться к тому, которое имеет наиболее психологический контекст:
Рефлексия — это многоуровневый процесс осознания человеком своих основ, средств и способов, поведения, деятельности, субъективного состояния и осознания себя (в конфликтных или проблемных ситуациях), а также своего понимания самосознания и внутреннего мира других.
Как начать рефлексировать?
- Расслабьтесь. Это не обязательно должно быть в тихой комнате с выключенным светом и зажженными свечами (обычно трудно найти время и место для этого). Найдите то, что помогает вам расслабиться — это может быть перед сном или после посещения тренажерного зала.
- Абстрагируйтесь. Старайтесь подумать о каком-то событии или ситуации отстраненно и воссоздать все остальное — чувства, которые вы испытывали в то время, анализ того, почему вы чувствовали себя так.
- Задавайте себе вопросы, начинающиеся с “что”, “где” и “почему”. Это не только контекстуализирует ситуацию, но и эффективно запускает процесс оценки.
- Будьте предельно честны. Признайте то, что вам, возможно, трудно признать. Иногда легче открыть и принять истину своему внутреннему «я», прежде чем вынести ее наружу. Затем начните “взвешивать” другие факторы, которые привели к вашим действиям.
- Размышляйте и обучайтесь. Размышляйте о своем обучении. На протяжении всего процесса рефлексии основной аспект включает в себя то, как вы себя чувствуете, и те области, которые вы выбрали для развития. Используйте эти точки отражения, когда ситуация возникает снова, чтобы улучшить ситуацию.
Это, безусловно, не единственный метод рефлексии. Он может быть использован для отражения в повседневных ситуациях.
Найдите то, что вам подходит. Помните, что рефлексия не обязательно должна быть после негативного или стрессового события. Старайтесь размышлять о событиях, вызывающих у вас и положительные эмоции, чтобы вы могли продолжать получать их и в будущем.
В сетевом методе рефлексия может быть выражена в следующих формах:
- Анализ знания с целью получения нового знания, или преобразование неясного знания в ясное;
- Наблюдение за процессом и состоянием;
- Выход из рутины, способность чувствовать и различать среди многоголосия мнений и голосов;
- Акт исследования, направленный человеком на проблему и ситуацию и поиск новых альтернатив выхода.
То, что дрейфует, — это лодка. Но то, что позволяет ей дрейфовать, — это вода, а не лодка. То, что движется, — это карета. Но то, что позволяет ей двигаться, — это бык, а не повозка. Отражение — это ум. Но то, что делает возможным размышление, — это воля, а не ум.
Невозможно понять, почему все так, как есть. Только не зная, почему все так, как есть, вы не стремитесь к тому, что грядет, и не тянетесь к тому, что прошло.
Китайская пословица
Определения рефлексии
В современной науке авторы в рамках различных научных направлений и практических подходов активно исследуют рефлексивные процессы:
- В философии
Вид (форма) теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий и законов, по которым они совершаются.
Внутренняя деятельность, направленная не на собственное осмысление, а на осмысление ситуации или проблемы, чтобы впоследствии найти выход из нее.
- В психологии
Процесс самопознания субъектом своих психических актов и состояний (основа интроспективной психологии).
Процесс понимания состояния другого человека через сопереживание и созерцание его.
- В социальной психологии
Понимание субъектом (группой, сообществом) того, как они понимаются и принимаются другими партнерами по общению.
Понимание другого человека через его (ее) созерцание.
- В педагогике
Корреляция с нормами и стандартами. Для Давыдова, Неверовича и Самокиной (1972) понятие рефлексии как специфического познавательного акта заключается в конкретизации знания, в прояснении оснований знания, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.
Сластенин дает следующее определение: «Рефлексия включает в себя построение выводов, обобщений, аналогий, сравнений и оценок, а также эмоциональное переживание, запоминание и решение проблем. Она также включает в себя обращение к убеждениям для интерпретации, анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки».
Каждый человек уникален; нет стандартов, с которыми его можно было бы сравнить. Ситуация проясняется, анализируется, но не оценивается.
Представления о ситуации и проблемах участников построения сетевого сеанса могут быть уточнены, расширены, выявлены и обобщены.
Типология рефлексии
Разработанная Семеновым и Степановым (1992) типология рефлексии дифференцируется на интеллектуальную, личностную, диалогическую, коммуникативную, кооперативную, культурную и экзистенциальную.
Последний тип рефлексии наиболее соотносится с сетевым подходом, поскольку связан с собственным осмыслением человеком своего бытия и сущности, с переосмыслением несоответствия бытия.
Экзистенциальная рефлексия сливается в нестабильных условиях; она раскрывается во взаимодействии с проблемным миром вокруг нас и разрешается в процессе преодоления проблемных ситуаций, что и является экзистенциальной экологией развития личности.
Такое определение рефлексии преодолевает ограниченность рационального понимания ее только как постижения и критичности, что в свою очередь соответствует лишь интеллектуальной и отчасти кооперативной рефлексии как предпосылке познавательной и проектной деятельности.
Другие типы рефлексии — личностная, диалогическая, культурная и экзистенциальная — имеют место не только в формах рационализированного рассуждения, но в основном в интуитивных озарениях, эвристических различениях и иррационально-чувственном проникновении в глубинную тему феноменологии бытия.
Это бытие раскрывается через взаимодействие и диалог человека с миром. Именно на этом взаимодействии, представленном в социально-экологической теории, базируются сетевой метод и реализация рефлексии в сетевой терапии.
Учитывая это, нетворкинг с социальными контактами невозможен, если у специалиста не развиты рациональные и особенно иррациональные формы рефлексии.
Без этого невозможно стать частью опыта постижения объективной реальности или почувствовать внутренний мир другого человека и понять принципы рационального поведения и действий этого человека.
Одним из способов культивирования экзистенциальной рефлексии является живой опыт психологической работы со смыслами и развитие критического (творческого) мышления по отношению к личности.
Рефлексия и психотерапия
В настоящее время большое внимание уделяется внедрению рефлексии в психотерапевтическую практику.
Василюк (1984) раскрывает свою типологию эмоционального переживания как медитации уровней сознания и выделяет уровень рефлексии. В этом режиме функционирования сознания активны и субъект рефлексии и наблюдатель.
Рефлексия сочетается с ясной или неясной нормой или ценностью, через которую человек оценивает свою деятельность. Результат рефлексии проявляется в ее противоречии между нормой (ценностью) и реальными основаниями действий (поведения, поступков).
Это позволяет впервые понять, что происходит, и стимулирует размышления о том, есть ли исходная ценность или основания действий. Иными словами, рефлексия предполагает внимание не только к определенному поступку, но и к его внутренним ценностным основаниям.
Автор данного подхода рекомендует принцип «психотерапевтической майевтики» для руководства работой с этим уровнем рефлексии.
Майевтика — это «метод диалектических дебатов Сократа, заключающийся в нахождении противоречия в аргументации собеседника и доведении его до истины искусно задаваемыми вопросами» (Василюк, 1984).
Рефлексивная способность
В рамках рефлексивно-гуманистического подхода механизм рефлексии понимается как осмысление и переосмысление стереотипов мышления и их эвристических обертонов в той мере, в какой он создает новое (креативно-инновационное) содержание мышления.
В рамках данного подхода рассматриваются основные рефлексивно-психологические термины: рефлексивность, рефлексивная способность, рефлексивная готовность и рефлексивная компетентность.
Рефлексивность — это характеристика типов личности, ценностных ориентаций, способов жизнедеятельности, отличительных особенностей общения людей и их взаимодействия, в процессе которых развивается рефлексия.
Рефлексивная способность — это способность субъекта (индивида или группы) размышлять о различных видах и сферах своей деятельности, то есть способность придавать рефлексивное качество любому процессу (в том числе процессу сетевой терапии) и функциональной структуре.
Готовность к актуализации и реализации рефлексивной способности называется рефлексивной готовностью, которая позволяет включить рефлексивность в существующие условия человека или любой другой системы.
Рефлексивная компетентность — это профессиональная характеристика личности, позволяющая осуществлять рефлексивные процессы и эффективно и адекватно реализовывать рефлексивные способности. Это способствует творческому подходу и обеспечивает максимальную эффективность процесса.
Рефлексивная компетентность — это сложное образование. Субъектом рефлексии может быть индивид: знания о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия; представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; собственные поступки, поведение и образы себя как личности.
Важно прояснить те перспективы интерпретации рефлексии, которые позволяют психотерапевту оптимизировать рефлексивную компетентность педагогических, родительских, детских и других объединений в кризисных ситуациях.
Саморефлексия и самосознание
Современная терапевтическая практика рассматривает рефлексию как необходимую основу для личностного роста, ответственного выбора, душевного спокойствия и психосоматического здоровья.
В рефлексивном слое сознания происходит осмысление смыслов, смыслы становятся объективными, действия соотносятся с мотивами, происходят процессы с личностной спецификой.
В данном случае саморефлексия — это когда субъектом рефлексии становится сам индивид, его потребности, мотивы и смыслы. Саморефлексия тесно связана с самосознанием.
Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал саморефлексию как один из ведущих факторов развития личности и указывал на «глубокое различие между нерефлексивной, наивной структурой личности, с одной стороны, и рефлексивной структурой личности, с другой. Рефлексия может оказывать перестраивающее влияние на личность (самонастройка).»
В этом контексте рефлексия — это не только самопонимание и самопознание, но и такие процессы, как понимание и соотнесение с другими.
Рефлексия помогает достичь соотнесения собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями, мнениями и отношениями других людей, групп, общества и, наконец, всего человечества.
Размышлять о чем-то — значит «терпеть», «просеивать свой внутренний мир», «переосмысливать». В сетевом процессе размышлять — значит давать не оценочную, эмпатическую обратную связь тому, что было услышано, увидено и глубоко прочувствовано на сеансе.
Мы видим реальность не такой, какая она есть, а такой, какой мы можем ее видеть, будучи такими, какие мы есть, и с помощью имеющихся в нашем распоряжении средств видения.
Тем не менее, нам часто не хватает понимания нашей собственной точки зрения и ограничения нашего собственного видения, и мы можем быть убеждены, что наше видение мира является единственно правильным и возможным.
Один человек не может построить целостную картину мира, и один человек не может объяснить ее. Мы воспринимаем мир однозначно, и проблемы возникают, когда мы начинаем спорить о том, чье восприятие является правильным.
Часто проблема заключается в том, что человек в силу определенных причин не принимает предложения кого-то другого в качестве вариантов решения проблемы.
Такие причины могут быть экономическими, политическими, культурными, религиозными, теоретическими, практическими и (или) связаны с различиями в этнической принадлежности или культуре.
Соответственно, для ученого человека существует огромное количество «истин», порой взаимоисключающих.
Мир рефлексии разнообразен, обилен и уникален для каждого человека. В частности, способность к рефлексии дает человеку возможность формировать образы и смыслы жизни и действий и блокировать то, что он считает неэффективными «схемами».
Важной характеристикой рефлексивных личностей является их способность управлять собственной деятельностью в соответствии со своими личностными ценностями и смыслами, формировать и переключать на новые механизмы изменения обстоятельств, целей и задач или деятельности.
Рефлексия обеспечивает понимание прошлого и способность предвидеть будущее.
Мы постоянно размышляем о повседневных проблемах и ситуациях: что было хорошо, а что нет? Почему? Как я к этому отношусь?
Рефлексия — это средство обработки мыслей и чувств о происшествии или трудном дне, она дает нам возможность прийти к согласию с нашими мыслями и чувствами по этому поводу.
Рефлексия может быть особенно полезна при работе с трудной или сложной ситуацией. Этот тип размышления может иметь место, когда у нас есть время, чтобы отойти от чего-то или проговорить: «Поразмыслив, я думаю, что Вы, возможно, правы» или: «поразмыслив, я понимаю, что был расстроен, потому что…».
Этот тип более сфокусированного размышления может привести к новому способу реагирования или подхода к ситуации в следующий раз.
Когда вы размышляете и пишете рефлексивно в рамках своих академических исследований, от вас ожидают, что вы будете записывать процесс своей рефлексии, а также выявлять и оценивать полученные знания.
О чем бы вы ни размышляли, важны следующие моменты:
- Рефлексия – это исследование и объяснение событий, а не просто их описание.
- Рефлексия часто включает в себя выявление тревог, ошибок и слабостей, а также сильных сторон и успехов.
- Обычно необходимо выбрать только наиболее значимые части события или идеи, над которыми вы размышляете. Не пытайтесь рассказать всю историю целиком, иначе вы в конечном итоге будете только описывать, а не размышлять.
- Часто полезно размышлять о будущем – когда вы можете сделать что-то по-другому в результате размышления, — а также размышлять о прошлом.
Что такое рефлексивное письмо?
Рефлексивное письмо — это свидетельство рефлексивного мышления.
В академическом контексте рефлексивное мышление и письмо могут быть организованы в три этапа:
- определите предмет рефлексии (событие, что-то, что произошло, критический инцидент на месте размещения или ход выполнения группового проекта);
- внимательно смотрите на то, что произошло, включая ваши мысли, чувства и реакции в то время; анализируйте то, что произошло, глубоко или с разных точек зрения, часто используя теорию вашего субъекта, чтобы исследовать и понять событие;
- тщательно обдумайте то, что вы узнали в ходе всего рефлексивного процесса и как развивалось ваше понимание, и, наконец, определите ключевые моменты для дальнейшего развития, как личного, так и профессионального.
Рефлексивное письмо более личностно, чем другие формы академического письма, но все же нуждается в формальной структуре. Нужно, чтобы было возможно определить различные стадии рефлексии (как описано выше).
Это возможно в пределах одного короткого текста, такого как приведен ниже.
Краткий пример базового рефлексивного письма:
«Хотя внутри группы царила атмосфера сотрудничества, никто, казалось, не хотел принимать решения о том, как распределить задачи. В конце концов, я сделал шаг вперед и составил список задач и людей, но понимал, что это может быть расценено, как несправедливый способ продолжать.
Я понимал, что подталкиваю людей к действию, но считал важным, чтобы мы как можно скорее приступили к работе над проектом. Важен вопрос о том, как группы принимают совместные решения».
Смит (2009) комментирует важность консенсуса в принятии групповых решений и то, как это способствует «позитивной взаимозависимости». Однако установление такого уровня сотрудничества в группе может быть затруднено.
Хотя у нас был успешный результат, мы, возможно, должны были найти способ включить всех в процесс принятия решений с самого начала. В будущей групповой работе я, вероятно, предложу это и буду знать, как это поможет групповой динамике с самого начала.
Структурирование рефлексивного письма
Рефлексивное письмо в дневнике или ваших собственных заметках может быть неструктурированным и все же очень полезным, помогая вам исследовать идею или опыт.
Однако в формальном академическом письме ваш наставник будет ожидать увидеть хорошо структурированную часть работы.
Даже в коротком абзаце, как в предыдущем примере, можно увидеть три широких этапа: описание, исследование и анализ, а также результат или заключение:
Описание (коротко)
- Что случилось?
- Что исследуется?
Изучение и анализ
- Что самое важное (интересное)?
- Релевантно ли это событие (инцидент)?
- Как вы думали (реагировали) в то время?
- Почему?
- Как это можно объяснить дальше, например, с помощью теории?
Итог (заключение)
- Чему я научился из этого?
- Что это означает для моих будущих действий (решений)?
Выше приведен лишь один краткий пример того, как может быть структурирован рефлексивный абзац. В зависимости от того, о чем вы размышляете, изучение теории может быть гораздо более обширным.
Может быть полезно думать о второй стадии, как о включающей:
- анализ ваших мыслей, чувств и реакций;
- определение ключевого вопроса, который вы затем можете «теоретизировать» – то есть исследовать немного дальше – для того, чтобы улучшить свое понимание.
Хотя внутри группы царила атмосфера сотрудничества, никто, казалось, не желал принимать решения о том, как распределить задачи.
В конце концов, я сделал шаг вперед и составил список задач и людей, но я знал, что это может быть расценено, как несправедливый способ продолжать. Я понимал, что подталкиваю людей к действию, но мне казалось важным, чтобы мы как можно скорее приступили к работе над проектом.
Важен вопрос о том, как группы принимают совместные решения.
Начало работы: Ведение учета вашего опыта
- Делайте краткие ежедневные заметки, когда вы находитесь на месте или на протяжении всего курса проекта.
- Важно писать что-то каждый день, чтобы помнить то, что прошло хорошо, а также то, что прошло не так хорошо.
- Важно отметить, что все прошло хорошо. Понимание того, почему что-то прошло хорошо, важно, если вы хотите позитивно повлиять на опыт в будущем.
Полезной структурой для этих заметок является простая 3-ступенчатая модель:
- Что? Обратите внимание, что произошло и когда — основные детали
- Ну и что? Это то, как вы чувствовали и понимали, что произошло в то время – это может включать ваши чувства, все, что вас удивило, и все остальное, что казалось важным/полезным /значительным/интересным/загадочным в том, что произошло.
Это также может включать в себя указание на то, почему вы чувствовали себя так, как чувствовали.
- Что дальше? Вы можете, например, решить спросить руководителя по упражнению о чем-то, что произошло, или проверить теорию на чем-то, что вы видели в упражнении или попытаться сделать что-то по-другому в следующий раз.
Примечания по рефлексивному стилю письма
Рефлексивное письмо является более личным, чем общее академическое письмо.
В рефлексивном письме вы можете использовать первое лицо – » Я » и » Мы » – для описания своих чувств и мыслей, а также того, что повлияло на них. При этом размышление должно быть спокойным и вдумчивым по тону.
Вы рассматриваете чувства после этого события и не должны находиться в их «власти», какими бы сильными ни были в то время эмоции.
Не пишите:
«Мне не понравилось, как она говорила в группе. Она была слишком властной, и это расстраивало людей».
Это звучит так, как будто вы все еще раздражены, и вы не пытаетесь исследовать, почему вы чувствовали себя так. Вы также делаете суждение – «она была слишком властной» — и предположение – «это расстраивало людей» – не давая доказательств ни тому, ни другому.
Слово «властный» здесь слишком эмоционально и нарушает любую объективность.
Правильнее:
«То, как она разговаривала с группой, раздражало меня, потому что я думаю, что меня возмутило то, как она, казалось, указывала нам, что делать. Оглядываясь назад, я понимаю, что в то время у меня самого не было четких идей, и ее уверенность заставляла меня чувствовать себя менее уверенным в своих собственных силах.
Это дает понять, что, хотя вы были раздражены в то время, вы можете «отойти в сторону» и исследовать свои чувства с честностью и отстраненностью. Вы также различаете, как вы видели вещи тогда и как вы видите их сейчас. Тон спокойный и объективный.
Полезные фразы для рефлексивного письма:
- Я думаю…
- Я чувствовал…
- Я был в курсе…
- Я понял…
- Мне было неловко…
- Оглядываясь назад, я теперь думаю…
- В то время я думал…оглядываясь назад, я вижу, что
Имейте в виду, что использование этих слов и фраз не обязательно сделает вас более рефлексивным.
Заключение: что нужно помнить о рефлексии
Мы рассмотрели понятие рефлексии — что это такое. Обобщим основные моменты о рефлексии, которые нужно усвоить.
Рефлексия — это часть обучения и мышления. Мы размышляем, чтобы чему-то научиться, или мы учимся в результате размышления, и термин «рефлексивное обучение» подчеркивает намерение учиться на текущем или предыдущем опыте.
Рефлексия — это тип мышления, направленный на достижение лучшего понимания и ведущий к новому обучению.
Важные аспекты рефлексивного процесса:
- Осмысление опыта
Мы не всегда учимся на собственном опыте. Через размышление мы может анализировать опыт, активно пытаясь осмыслить или найти в нем смысл. Это должно привести к обучению.
- Отвлечение
Бывает трудно размышлять, когда мы поглощены какой-то деятельностью. Рефлексия дает возможность «отстраниться» от эмоций и быстрых суждений, чтобы развить более ясный взгляд или перспективу.
- Повторение
Рефлексия включает в себя «перебор» чего-то, часто несколько раз, чтобы исследовать то, что произошло с разных точек зрения.
- Глубокая честность
Рефлексия связана с «стремлением к истине». Через размышление мы можем признать то, что нам трудно признать в данный момент: чувства или мысли, которые мы, возможно, предпочли бы игнорировать в тот момент, особенно если мы чувствовали себя неуверенно или беспокоились о том, что могут подумать другие.
- Взвешивание
Рефлексия предполагает беспристрастность или уравновешенность в суждениях. Это значит принимать во внимание все, а не только самое очевидное.
- Ясность
Отражение может принести большую ясность, как видение событий, отраженных в зеркале. Это может помочь на любом этапе планирования, проведения и анализа деятельности.
- Понимание
Рефлексия — это обучение и понимание на более глубоком уровне. Оно включает в себя получение ценных прозрений, которым нельзя просто «научить».
- Принятие решений
Рефлексия включает в себя элемент составления выводов для того, чтобы двигаться дальше, изменять или развивать подход, стратегию или деятельность.
Будьте здоровы! До встречи на сеансах-консультациях!
оцените статью