АвторДмитрий Кочегаров
vnushenie eto v psihologii

Внушение — что это в психологии: где, кому и как внушают?

Внушение — что это в психологии?

Взрослым кажется, что все их мысли и убеждения — плоды собственных размышлений. Тем не менее, мы сознательно и неосознанно делаем и принимаем множество внушений каждый день. Именно внушения легли и в основу большинства наших верований, сформированных в детстве.

Давайте разберемся, какие бывают внушения, от чего зависит их сила и как их обнаружить.

Содержание статьи:

Что такое внушение?

Внушение — это обмен мыслями с другими. Это невольное принятие идей других людей. Если мы принимаем чужие идеи после осознанной аргументации и обсуждения, это не внушение.

Многие психологи дали свои определения внушению:

  • Макдугалл: внушение — это процесс общения, который приводит к принятию без суждения сообщенного предлога в отсутствие логически адекватных оснований для его принятия.
  • Сэр Т.П.: внушение — это невольное следование чьей-то идее.
  • Окдон: внушение — это когнитивный аспект стадного инстинкта.
  • Олпорт: внушение — это необоснованное принятие.
  • Стерн: внушение — это пробуждение подобного ментального отношения посредством внутреннего подражания.

vnushenie eto v psihologii

Если мы обобщим приведенные выше определения, то придем к следующим признакам внушения:

  • Для внушения нужны два человека: один дает, а другой — получает.
  • Процесс не связан с желанием человека, получающего идеи.
  • Процесс может быть преднамеренным со стороны лица, которое внушает.
  • Человек, который получает идеи, принимает их как свои собственные, не замечая того, что они приходят извне.
  • Нет логически достаточных оснований для принятия этих идей.
  • Внушение может быть как хорошим, так и плохим. Марк Антоний получил внушение от Кассия о том, что Цезарь — тиран, и это привело к убийству Цезаря. Александр получил внушение от Аристотеля, что его миссия — править миром.
  • Внушение — это форма общительного инстинкта в его познавательном аспекте. Это бессознательная имитация на когнитивном уровне.

В процессе внушения срабатывает эффект самоуничижения и чувства неполноценности со стороны субъекта (человека, получающего внушение) и инстинкт самоутверждения со стороны лица, дающего внушение.

Ребенок получает внушения от родителей, старших товарищей и учителя. Взрослый получает внушение от людей, находящихся в более высокой должности, социальному положению, или тех, кто старше, опытнее и умнее.

Сила внушения

Сила внушения зависит от степени внушаемости. Наиболее сильной она бывает в гипнозе — в гипнотическом трансе субъект с готовностью принимает мысль от гипнотизера.

Было проведено несколько экспериментов на внушаемость:

  • Подопытному дали кусок провода и попросили его почувствовать тепло провода, когда по проводу пустят электрический ток. Выключатель находится вне поля его зрения. Испытуемый сообщил о тепле, когда загорелась лампочка, хотя электричество через провод в руке не пропускалось.
  • Экспериментатор дает детям несколько картинок и задает наводящие вопросы: Что делает царь? Что хочет сказать нищий? Дети принимают предположение, что хорошо одетый человек на картине — царь, а человек, одетый в лохмотья — нищий.
  • Гипнотизер предлагает субъекту расслабиться и уснуть, говорит, что он будет слышать только голос гипнотизера и ничего больше. Это внушение фактически усыпляет его.

Внушаемость

Внушаемость — это степень принятия внушений человеком. Дети, а также слабые и менее интеллектуальные взрослые больше склонны к внушению. У некоторых людей сопротивление внушению может быть большим — они не так легко внушаемы.

Внушаемость может быть измерена путем проведения эксперимента. Мы даем ряд внушений человеку и выясняем, сколько из внушений он принял.

Если В.В. — количество выданных внушений, П.В. — количество внушений, принятых субъектом, то C — коэффициент внушаемости можно рассчитать по следующей формуле:

С = П.В. / В.В.

Если мы дадим 20 внушений ребенку, а он примет 12, коэффициент внушаемости будет 12/20 или 0,6.

vnushenie eto v psihologii

Внушаемость зависит от ряда факторов:

  • Возраст. Дети более внушаемы, чем подростки, а подростки более внушаемы, чем взрослые. Внушаемость снижается с возрастом, опытом и зрелостью.

Дети более внушаемы, потому что:

  • им не хватает опыта;
  • им не хватает разума;
  • им не хватает способности к критике новых идей;
  • они знают о своей несостоятельности;
  • они не получают удовлетворительного ответа на свои вопросы;
  • они смотрят на старших, как на высших существ.
  • Интеллект. Чем выше уровень интеллекта, тем меньше внушаемость. Слабо развитые дети легко внушаемы. Дети с превосходными способностями начинают сомневаться и спорить.

Придумайте сказку или историю о привидениях и расскажите умному ребенку. Он поставит под сомнение существование фей и возможность полета. Более глупый ребенок примет все, что ему скажут.

  • Пол. Мальчики считаются менее внушаемыми, чем девочки.
  • Знания. Чем больше объем знаний, тем меньше внушаемость. Люди знания — просвещенные люди, и у них есть критическое отношение, которое вызывает сопротивление внушению. Следовательно, внушаемость обратно пропорциональна количеству знаний.
  • Вера. Лица, сформировавшие убеждение по какому-либо вопросу, сопротивляются внешнему внушению по этому вопросу. Трудно внушить коммунисту проголосовать за либерала. Гораздо легче внушить обычному жителю деревни (у которого нет никаких убеждений) голосовать за кого угодно.
  • Интерес. Если внушение относится к области интересов, оно обычно очень сильно. Предложите абитуриенту любой краткий метод подготовки к экзамену и он примет его с готовностью. Человек с хроническим заболеванием принимает всевозможные советы от «целителей».

Безработный человек отвечает на все объявления и принимает любые предложения кого-либо относительно возможности трудоустройства.

  • Темперамент. Некоторые люди внушаемы по своей природе. Они принимают без критики все, что им говорят.  Такие доверчивые люди усваивают урок очень поздно.
  • Эмоции. Внушение встречает сопротивление при логическом мышлении, но оно сработает гладко в измененном эмоциональном состоянии. Возбудите сначала эмоции человека, а потом внушите. Это хорошо работает.
  • Физиологическое состояние. Подсказка лучше работает в состоянии усталости, сонливости, нервного напряжения, интоксикации и психической депрессии. Она встречает сопротивление в состоянии бодрости и физической свежести.

Внушение отлично работает в состоянии гипнотического транса, а также в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь парализует центральную нервную систему и блокирует критическое суждение и психическое равновесие. В состоянии низкой способности различения внушение не встречает никакого сопротивления.

vnushenie eto v psihologii

  • Тип личности. Интроверты менее внушаемы, поскольку у них есть твердые убеждения. Экстраверты по своей природе, связанной с зависимостью от других, более склонны принимать чужие внушения.
  • Источник предложения. Сила внушения зависит от человека, который внушает. Для детей — родители, старшие товарищи и учителя являются авторитетами и, следовательно, сильным источником внушения.

Начальник, политический лидер, ученый являются авторитетами, и их слово является общепринятой доктриной. Внушения от великих людей также имеют большой эффект. Даже слова учителя или тексты книг оказывают сильное влияние на детей.

Внушаемость зависит от источника внушения и наиболее сильна, когда это:

  • великий или авторитетный человек;
  • популярный человек;
  • большая группа;
  • напечатанный текст или мотивированная реклама.

vnushenie eto v psihologii

Типы внушений

Внушение можно классифицировать по ряду критериев, например:

По источнику внушения

  • самовнушение;
  • противопоставление;
  • экспертное внушение;
  • массовое внушение.

В таких случаях внушение бывает:

  • позитивное внушение;
  • отрицательное внушение;
  • положительное самовнушение;
  • отрицательное самовнушение.

Исходя из объекта внушения, бывают разные его формы, связанные с различными областями:

  • эстетическое внушение;
  • религиозное внушение;
  • моральное внушение;
  • интеллектуальное внушение.

vnushenie eto v psihologii

Форма внушения

Церковная проповедь дает религиозное внушение. Политическая партия дает политическое внушение. Моралист дает моральное внушение. Красиво украшенное место — эстетическое. Ученый — интеллектуальное.

Школа может дать различные формы внушения. Если она красиво оформлена, и если классные комнаты, вестибюли и территория имеют эстетичный вид, ученики обязаны развить эстетическую чувствительность. Моральные внушения можно дать на утреннем собрании. Библиотека (книги) дает интеллектуальное внушение.

Самовнушение

Иногда человек получает внушение от себя, от своей внутренней сущности. В этом случае податель и получатель внушения — это одно и то же лицо. Это называется самовнушением.

Больной может сказать себе: «Мне становится все лучше и лучше день ото дня». Политический деятель внушает себе: «Я буду победителем на выборах». Студент внушает себе: «Я обязательно сдам экзамен».

Во всех этих примерах человек мыслит оптимистично и стремится улучшить свои слабые стороны. Он добавляет уверенности себе. Это случаи положительного самовнушения.

В отрицательном самовнушении человек говорит: «Я не смогу сдать экзамен», «У меня плохая память», «Меня не любят другие», «Я не пользуюсь популярностью» и т. д. Таким образом, человек недооценивает себя, и наполняется пессимизмом.

vnushenie eto v psihologii

Положительное самовнушение очень полезно. Оно придает уверенности в себе. Индийская армия с позитивным самовнушением «Мы храбрые джаваны» продемонстрировала превосходные качества и совершала подвиги в  военных конфликтах с Китаем и Пакистаном. Учитель должен способствовать положительному самовнушению в классе. Это вселяет в учеников оптимизм, уверенность в себе и позитивное отношение к жизни.

Отрицательное самовнушение опасно. Оно может привести виновного человека к ощущению совершения глубокого греха и преступления, слабого человека к апатии и депрессии, отстающего ученика к повторным неудачам и так далее. Психологи и педагоги Востока и Запада всегда пользовались позитивным самовнушением во всех необычных ситуациях и состояниях психического расстройства.

Известный индийский философ Патанджали подчеркивает важность позитивного самовнушения для поддержания крепкого психического здоровья. Он говорит, что всякий раз, когда человек чувствует слабость, пусть он скажет себе: «Я сильный». При болезни пусть скажет: «Я здоров».

На самовнушении основан и известный в медицине эффект Плацебо.

Таким образом, он будет контролировать свои тревожные мысли. Их можно контролировать с помощью противоположных позитивных мыслей, пропускаемых через себя.

Противопоставление

Если источником внушения является человек, не похожий на субъекта, оно дает противоположный эффект. Ребенок, который не доверяет учителю или своим родителям, отказывается принять внушение просто потому, что оно исходит от нелюбимого человека.

Он не просто не соглашается, но и действует наоборот. Предположим, что его просят оставаться в определенном месте, но указание от учителя, который не нравится ему, заставит ребенка покинуть это место.

Это противопоставление работает не только среди детей, но и среди взрослых. Почему Адам и Ева попробовали фрукт? Это было запрещено, и, следовательно, противопоставление сработало.

С образовательной точки зрения следует избегать любых ситуаций противопоказаний. Когда дети теряют веру в учителя или родителя, когда у них есть внутреннее недовольство, когда они не приспособились к окружающей среде, они проявляют отрицательное отношение, вызывающее противоречие.

Большинство случаев недисциплинированности в школе происходят из-за противопоставлений. Таким образом, учитель должен относиться к учащимся с тактом и сочувствием, внушать доверие к себе, чтобы его предложения были легко приняты.

Авторитетное внушение

Престиж или авторитет помогают обеспечить постоянное принятие идеи. Мы обычно принимаем внушения от старших, которыми мы восхищаемся и которых уважаем. Мы также принимаем советы от тех, кто превосходит нас в знаниях, опыте, престиже и статусе.

vnushenie eto v psihologii

Чем объясняется внушение авторитета?

Росс говорит: «Если один человек почтительно относится к другому, он с готовностью примет его убеждения, мнения и взгляды, и это верно для всех внушений, будь то в гипнозе или в нормальном состоянии. Мы все склонны принимать внушения от авторитетных лиц, от людей, которыми мы восхищаемся, и от печатной страницы».

Таким образом, первое объяснение — отношение различия. Есть еще одно объяснение такой позиции. У нас такое отношение к другому, когда нам не хватает знаний и подготовки, чтобы противостоять его взглядам. В основе этого отношения лежит отношение к другим. Дети подчиняются родителям и учителям, так как считают их превосходящими себя.

Простые люди подчиняются лидерам и ораторам на политической платформе, поскольку они смотрят на них с большим уважением. Это также объясняется и тем, что некоторые люди впитывают и сохраняют привычное отношение уважения и послушания к другим (родителям, старшим, начальствам и лицам, находящимся у власти).

Неграмотные люди — это люди слабые, которые всегда будут подчиняться авторитетным и находящимся у власти.

Образовательные последствия престижных внушений очень важны:

  • Учитель, будучи старшим по возрасту, знаниям и опыту, находится в положении, позволяющем делать внушения своим ученикам, которые могут принимать их неосознанно. Школьные преподаватели могут бессознательно воспитывать среди учеников заветные идеалы и гражданские качества.
  • Учебники, пользующиеся авторитетом печатных слов, не должны содержать ничего, что могло бы дать неверное отношение ученикам. Неправильные высказывания, сделанные в учебнике, могут стать серьезным опровержением правильным высказываниям учителя.
  • Учитель должен помнить, что его внушения будут приняты только тогда, когда он пользуется уважением и авторитетом. Когда авторитет теряется, все его прямые или косвенные наставления нивелируются.

Массовое внушение

Человек в группе очень похож на загипнотизированного, так как он склонен подчиняться большому количеству людей. Он принимает определенные взгляды, когда большое количество людей вокруг него придерживаются этих взглядов.

Внушение здесь зависит от простой силы числа, и оно называется «коллективное внушение». Групповое внушение играет большую роль в формировании индивидуального поведения.

vnushenie eto v psihologii

Из-за боязни общественного мнения Рама бросил свою любимую жену Ситу. Вдовы в древней Индии жертвовали собой в погребальном костре своих мужей. Каждый мужчина или женщина, выбирая определенный образ действий, принимает во внимание социальное одобрение или неодобрение этих действий, думая «что люди скажут?» Когда несколько человек внушают одно и то же (правильное или неправильное), человек принимает это без аргументов.

В «Панчатантре» есть история о том, как брахман был одурачен некоторыми злодеями, которые один за другим говорили ему, что ягненок, которого он нес с собой, был собакой, и бедный брахман вынужден был в это поверить.

Если одно и то же слышится через разные источники, например, друзей, прессу и радио, это принимается безоговорочно.

Реклама зубной пасты производится через ряд агентств и СМИ, и это влияет на людей. Предвыборная агитация также проводится через несколько источников только для того, чтобы создать коллективное внушение.

Массовые митинги, шествия и агитация работают именно по этому принципу. Кампании по сбору подписей проводятся таким образом, чтобы масса людей, изначально не желающих присоединяться к определенному движению, подвергалась влиянию множества подписей.

Правительства также беспокоят массовые протесты.

Массовое внушение имеет ряд образовательных последствий:

  • Класс — это организованная группа. Если весь класс или большинство учащихся приходят к определенному решению, это влияет на отдельного ученика. Группа теперь обладает властью. Если большинство учеников сбиваются с пути, остальные также склонны следовать за большинством. Учитель должен быть осторожен с этим.
  • Учитель должен с пониманием относиться к классу. Он должен завоевать симпатии большинства. Если он не сможет завоевать их доверие, то может оказаться не в состоянии противостоять классу.
  • Когда учитель наказывает одного или двух учеников, он должен видеть, что большинство студентов на его стороне. В противном случае сработает массовое внушение, и может взбунтоваться весь класс.
  • Учитель должен создавать хорошие традиции в классе. Новичок автоматически приспосабливается к этим традициям. Таким образом, престиж класса или всей школы повышается.
  • Большинство — это авторитет. Если большинство учеников (студентов) придерживаются определенной традиции, все остальные должны следовать той же традиции.

vnushenie eto v psihologii

Пример 1: В Мадрасе был проведен эксперимент в отношении школьной формы. Директор опасался, что закрепить форму не получится, поскольку родители, принадлежащие к среднему и низшему классам, будут возражать против этого.

Директор воспользовался массовым внушением. Он сумел обеспечить тридцать процентов учеников (которые были бедными) бесплатной формой. Когда они пришли в школу в форме, многие другие, которые могли себе позволить, последовали их примеру.

В течение некоторого времени от 20 до 30 процентов учеников не приходили в форме. Но со временем массовое внушение сработало и у них в голове, и они заставили своих родителей приобрести форму. Школа помогла лишь небольшому количеству семей, которые не могли купить сами.

Пример 2: Директор колледжа хотел сократить период каникул в интересах студентов. Если бы он созвал собрание персонала и сделал предложение, он бы проиграл. Но он лично убедил большинство членов коллектива, прежде чем он созвал собрание персонала.

Когда большинство сказали «согласен … согласна», несогласные участники собрания, которые оказались в меньшинстве, были озадачены и молчали.

Положительные и отрицательные внушения

Внушения через позитивные высказывания называются позитивными.

Отрицательные внушения, такие как «не говори неправды, не кури, не воруй», иногда используются родителями и учителями, чтобы отучить детей от определенных действий. Это негативные внушения.

vnushenie eto v psihologii

«Говори правду» дает позитивное внушение,  а «не ври» дает отрицательное внушение.

Психологи утверждают, что отрицательные внушения работают неправильно. Ребенок вместо того, чтобы следовать внушению, действует вопреки ему.

  • Во-первых, он не понимает, почему он не должен делать этот поступок.
  • Во-вторых, даже зная, что ему не следует совершать определенный поступок, он не знает, что именно ему следует делать.
  • В-третьих, простое упоминание о неправильном действии дает дополнительное внушение. Следовательно, вместо того, чтобы подчеркивать то, что делать «не надо», следует говорить, что нужно «делать».

Привлекайте внимание детей к правильным вещам, а не к неправильным.

Роль внушения в образовании

Мы рассмотрели, что такое внушение в психологии и обсудили образовательные последствия внушения при рассмотрении каждого отдельного типа внушения. Теперь можем обобщить.

Роль учителя

Учитель обладает престижем, авторитетом и уважением. Он может использовать это для внушений. Учитель должен попытаться завоевать уважение с помощью своей образованности, опыта и такта, и стараться избегать наказаний и негативных ситуаций.

vnushenie eto v psihologii

Роль ученика

Ученик должен позволить себе руководствоваться мыслями своих родителей и более опытных учителей. Учитель имеет право «вкладывать свои знания и жизненный опыт в общий котел, из которого каждый растущий ум его маленького сообщества может извлечь, что ему нужно».

Формирование признаков

Внушение помогает в усвоении информации, нравственном поведении, эстетическом развитии и формировании характера. С помощью внушения могут быть привиты хорошие привычки поведения и ценные интересы.

  • Моральное влияние старших обычно улавливается ими.
  • Люди, окружающие ребенка, являются главным источником внушений, формирующих его жизнь.
  • Изучение биографий влияет на характер.
  • Эстетически украшенный школьный городок воспитывает эстетическое чувство.
  • Чувства всех типов (моральные, эстетические, патриотические и т. д.) развиваются по внушению старших.

Влияние материальных инструментов

Материальное окружение также оказывает свое наводящее влияние. Печатная страница дает авторитетное внушение. Следовательно, учебники должны иметь высокие стандарты качества.

Биографии великих лидеров будут наводить на мысль о патриотизме и самопожертвовании. Классные комнаты по различным предметам должны быть оформлены и украшены иллюстрациями, создающими наводящую атмосферу.

Эффект способа внушения

Негативных внушений следует избегать. Положительные внушения имеют желаемый эффект. Отрицательное самовнушение деморализует человека. Следовательно, следует поощрять положительное самовнушение.

Эффективно использование авторитетного и коллективного внушения и избегание противопоставлений.

Постоянное использование внушения также вредно, поскольку оно воспитывает привычку к покорности. Учеников можно побуждать к самостоятельному исследованию вопроса с возможностью прийти к собственному заключению.

Внушение и страх

Внушение лучше всего работает при отсутствии страха. Дети-правонарушители нуждаются в сочувственном отношении в сочетании с позитивным внушением. Разочарованный ребенок может обрести уверенность в себе посредством самовнушения.

Внушения, сделанные в критические моменты, могут стать поворотными моментами в жизни ребенка.

Ограничения внушения

  • Высказанные внушения очень часто теряют свою эффективность и наносят ущерб критическому суждению и инициативе учеников.

Дамвиль говорил: «В науке, истории, географии, арифметике и даже в значительной степени в литературе главная цель учителя должна состоять в том, чтобы побудить детей исследовать и прийти к своим выводам. Они не должны склоняться к пассивному восприятию всего, что им говорят их учителя».

  • Принуждение и страх не должны сопровождать внушение.
  • Лица, которые твердо убеждены, предубеждены или имеют жесткое отношение, не принимают внушений. Старые бабушки наименее внушительны. Старые консервативные учителя вряд ли примут какое-либо полезное, но новое внушение от молодых учителей.
  • Идеи, не поддерживаемые большинством, какими бы полезными они ни были, не принимаются с готовностью.

Несмотря на все эти ограничения, внушение — это психологический инструмент, который творит чудеса в руках умелых учителей, родителей и психологов.

А какие внушения сделали или приняли вы? Пишите в комментах, приходите на консультации!

П.С. Получите бесплатно мою пдф-книгу «Счастье?! Как впустить в свою жизнь то, без чего оно невозможно» здесь и получайте позитивные внушения! Будьте здоровы!

 

поделиться ссылкой:

оцените статью

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (23 оценок, среднее: 2,91 из 5)
Загрузка...