В этой статье простыми словами расскажу про сепарацию — что это в психологии.
За последние 30 лет в нашем обществе произошли значительные социальные и культурные изменения: экономическая нестабильность, экспансия информационных технологий, общепризнанные стереотипы, растущая неопределенность, утрата единой системы ценностей.
Общество предъявляет высокие требования к личности растущего подростка, к его способности самостоятельно ставить жизненные цели, делать свободный выбор, независимости, уверенности в себе и т.д. Что же такое сепарация и для чего она нужна?
Содержание:
- Психологическое отделение: когда и зачем происходит?
- Сепарация: что это в психологии простыми словами
- Разделение, индивидуация и автономия — в чем разница?
- Семейный системный подход: в чем он состоит?
- Исследование сепарации: 3 главных вывода
- Мать или отец — с кем легче разлучение?
Семейные особенности психологического отделения от родителей
Психологическое отделение от родителей (сепарация) признается одной из главных задач развития в подростковом возрасте. Недавние исследования показали много трудностей в отношениях между подростком и родителями, особенно в общении между поколениями, проблему уважения к родителям, отношение родителей к взрослению подростка.
Исследователи уделяют внимание также нравственному развитию в детстве, анализируют эмоциональную сферу дошкольника. Известный российский психотерапевт Варга А. считает, что проблемы психологического отделения детей позднего подросткового возраста от родителей чаще всего являются проблемой отделения от матери.
Разделение – это взаимный процесс; это означает, что и подросток, и родитель (особенно мать) должны быть готовы к разлуке.
Таким образом, изучение психологической сепарации от родителей в подростковом возрасте является актуальным и значимым в современной России.
Что такое сепарация?
Сепарация — индивидуализация в позднем подростковом возрасте. Подростковый возраст – это период, в течение которого отношения между родителями и детьми меняют свой характер и формируется идентичность.
Продолжительность и частота контактов между родителями и подростками уменьшаются, отношения между родителями и подростками становятся менее авторитарными и более эгалитарными.
В то время как, по мнению некоторых, разделение личности влечет за собой деидеализацию родителей как необходимую для развития идентичности, другие теоретики описывают процессы разделения-индивидуации, как происходящие в рамках отношений между подростком и родителями.
Разделение, индивидуация и автономия
Следует подчеркнуть, что разделение и индивидуация являются взаимосвязанными, но различными процессами развития. По мнению ряда теоретиков, индивиды должны достичь психологического отделения от родителей, чтобы посвятить себя взрослым задачам, например, полной самостоятельности.
По мнению ряда теоретиков и исследователей, развитие автономии является важным результатом процесса разделения-индивидуации.
Развитие автономии подростка, согласно Джоссельсону, — это не просто переход от зависимости к независимости от родителей, а скорее изменение характера отношений. Карабанова, Поскребышева исследовали автономию подростков в отношениях между родителями и детьми в России. Результаты исследования продемонстрировали сложную нелинейную зависимость между уровнем автономии личности и параметрами детско-родительских отношений.
Исходя из того факта, что автономия является важным результатом процесса разделения-индивидуации, мы все заинтересованы в этом процессе. В описанном ниже исследовании было высказано предположение, что разлука с родителями коррелирует с автономией.
Несмотря на различные определения разлуки, этот процесс признается критически важным в подростковом и раннем взрослом возрасте. Отделение подростков от родителей можно описать как процесс развития, в ходе которого индивиды усиливают свое чувство дифференциации и независимости от своих родителей.
Успешное разлучение с матерью и отцом в подростковом и юношеском возрасте способствует здоровому развитию психологического, психического здоровья и здоровых отношений.
Семейный системный подход
Семейный системный подход рассматривает семью как эмоциональную единицу и использует системное мышление для описания сложных взаимодействий в этой единице.
Были попытки связать разлуку с родителями с теорией семейных систем. Концепциям сплоченности семьи, разделения-индивидуации исторически уделялось большое внимание, особенно в 1980-е и 1990-е годы.
Исторически считалось, что запутанные семейные системы, которые характеризуются крайней эмоциональной связанностью и лояльностью, не позволяют индивидам достичь успешной сепарации-индивидуации.
Традиционные средства, с помощью которых происходит успешное разделение, не смотря на их популярность, подверглись серьезной критике. Современные средства достижения успешного отделения от родителей должны показать свою эффективность так, что участники, которые идентифицировали себя как вовлеченные, с их помощью смогли успешно выполните эту важнейшую задачу развития.
Исследование сепарации и результаты
Участниками исследования стали 196 студентов (57 мужчин, 139 женщин) из российских университетов. Их возраст варьировался от 17 до 24 лет, средний возраст составил 19,1 года. 79,1% были из полных семей и 20,9% из неполных семей.
Участникам было предложено ответить на вопросы, содержащиеся в демографической анкете: пол, возраст, положение в семье происхождения (например, единственный ребенок, первенец), структура их семьи (например, состоящие в браке мать и отец, разведенные родители).
Сто девяносто шесть студентов прошли русскую версию психологической сепарации. Кроме того, участники прошли курс семейной адаптации и сплоченности.
Результаты
Основная гипотеза этого исследования заключалась в следующем: существуют различные модели психологического отделения от родителей в подростковом возрасте из-за особенностей семьи.
Российские подростки эмоционально и поведенчески зависят от своих родителей и чувствуют больше свободы в функциональных и конфликтных областях. Следует подчеркнуть, что российские подростки больше независимы от своего отца, чем от матери.
Результат исследования соответствует мнению известного российского психотерапевта Варги о роли матери в отношениях между родителями и подростками.
Имелись достоверные различия: мужчины были более эмоционально, функционально и поведенчески независимы от своих матерей, чем женщины. И не было никаких существенных гендерных различий в независимости от отца.
Результаты показали три типа сплоченности семьи:
- разобщенная (42%),
- разделенная (43%)
- связанная (15%).
Следует подчеркнуть, что не было никакого запутанного типа сплоченности. Были выявлены достоверные различия в разлуке с родителями, за исключением конфликтной и установочной независимости от отца, а также в автономии: семейной лояльности, эмоциональной и поведенческой.
Результаты частично согласуются с предсказанием, сделанным в основной гипотезе: существуют различные модели разлуки с родителями из-за сплоченности семьи.
Обсуждение и выводы
Результаты частично подтвердили нашу гипотезу о различных паттернах психологической сепарации от родителей из-за семейных особенностей в позднем подростковом возрасте. Существовало три различных типа разделения:
- самый высокий уровень разделения и автономии и разобщенный тип сплоченности семьи,
- средний уровень разделения и автономии и разделенный тип сплоченности,
- самый низкий уровень разделения и автономии и связанный тип сплоченности.
Результаты показали, что российские поздние подростки эмоционально и поведенчески зависимы от родителей. Проблемы психологической сепарации позднего подросткового возраста от родителей в России — это в основном проблема сепарации от матери.
Имелись значительные гендерные различия: мужчины были более эмоционально, функционально и поведенчески независимы от своих матерей, чем женщины. И не было никаких существенных гендерных различий в независимости от отца.
Роль отца в отношениях между родителями и подростками менее изучена по сравнению с ролью матери. Тем не менее, отец играет значительную роль в формировании идентичности подростков.
Результаты этого исследования показали, что разлука с отцом происходит легче, чем с матерью. Будущие исследования были специально сосредоточены на изучении оптимального уровня разлуки с родителями и культурного фактора разлуки.
Заключение
Мы рассмотрели, что такое сепарация в психологии. Надеюсь, вам теперь понятно для чего нужно правильное разлучение родителей со взрослым ребенком и как оно происходит.
Делитесь своими мыслями и проблемами здесь. До встречи на консультациях! Будьте здоровы!
оцените статью