В этой статье расскажу про инициацию — что это в психологии. Не смотря на то, что обряды инициации являются неотъемлемой частью только традиционных обществ, в нашей стране, да и в большинстве других, инициация также имеет довольно важное значение во многих аспектах жизни.
Содержание статьи:
- Инициация — что это в психологии?
- Кому и зачем нужна инициация?
- Инициация: психология и мифы
- Путешествие героя — в чем его смысл?
- Нужна ли для инициации борьба — страшная правда
- Современное общество: зачем ему инициация?
Что такое инициация?
Обряд инициации — это ритуал или церемония, знаменующая вступление или принятие в группу или общество. В современном обществе церемонии инициации обычно знаменуют переход во взрослую жизнь.
Примерами таких церемоний могут служить христианское крещение, еврейский Бар и Бат-мицва, посвящение в банду, военное посвящение, принятие в братство или тайное общество или окончание школы – выпускной бал.
Антропологи наибольшее внимание уделяют обрядам инициации в традиционных обществах, поскольку эти церемонии сохраняют гораздо большее значение для этого общества, чем наши церемонии для нас.
Хотя и мы сейчас можем наряжаться для церемоний посвящения и относимся к ним как к поводу для празднования, в традиционных обществах такие церемонии имеют гораздо более глубокий смысл и служат повышению групповой принадлежности.
Смысл инициации
Известный историк религии Мирча Элиаде писал об этом различии в своей книге «Обряды и символы посвящения» (1958). Он пишет, «…в современном западном мире значимой инициации практически не существует».
Элиаде определяет посвящение как «совокупность обрядов и устных учений, цель которых состоит в том, чтобы произвести решающее изменение в религиозном и социальном статусе человека, подлежащего посвящению. В философских терминах инициация эквивалентна основному изменению экзистенциального; новичок выходит из своего испытания существом, совершенно отличным от того, которым он обладал до своего посвящения…».
Инициация в период половой зрелости в традиционных обществах особенно важна, потому что только благодаря таким обрядам подросток станет взрослым и, следовательно, полноценным членом этого общества.
Для многих людей, живущих в современном обществе, религиозные обряды инициации, такие как крещение и Бар–мицва, кажутся лишенными своего первоначального священного значения, совершаемыми исключительно во имя традиции.
В традиционных обществах обряды инициации играют ключевую роль в приобщении посвящаемого к духовным ценностям сообщества. Человек изучает священные мифы и традиции племени, имена богов и историю их деяний. Посвященный также узнает о том, что племя обладает мистической связью с этими богами, которая была установлена в начале времен.
Таким образом, эти церемонии знакомят посвящаемого с ощущением мира как «священного», тогда как в современных обществах подобные церемонии более поверхностны и проводятся ради традиции, без реального ощущения «священности», связанной с ритуалом.
Мифы и психология
Не только преподавание священной истории группы наполняет новичка чувством священного, но и череда испытаний, через которые им приходится пройти. Как выразился Элиаде, «именно эти испытания в первую очередь составляют религиозный опыт посвящения – встречу со священным».
Испытания чаще всего символизируют чью-то смерть, за которой следует воскрешение или перерождение. Обряды инициации символизируют смерть новичка (означая конец детства, невежества и мирянства), а также возрождение новичка (знаменуя его возвращение в племя с другим способом существования).
Этот ритуал смерти-возрождения также является символическим микрокосмом мифа о сотворении общества – символическое повторение мифа о сотворении мира призвано способствовать присутствию богов.
В ритуалах инициации «смерть» соответствует временному возвращению к изначальному Хаосу, из которого родилась вселенная, в то время как «возрождение» соответствует рождению вселенной. Из этой символической реконструкции мифа о сотворении мира рождается новый индивид.
Элиаде подчеркивает, что «инициатическая смерть необходима для начала духовной жизни. Ее функция должна быть понята в связи с тем, что она готовит — рождение для более высокого способа существования».
Обряды инициации можно рассматривать как выражение мифа о смерти и возрождении, который укоренился в человеческой психологии. Почти в каждой древней культуре вы найдете миф об «умирающем и воскресающем боге» — Иисусе, Будде, Кришне, Кецталь-Коатле (ацтеках), Осирисе, Исиде, Горе, Ра, Таммузе (вавилонянине), Бальдре (норвежце), Идзанами (японце), Дионисе, Адонисе, Персефона – все они умерли и возродились.
Известный социальный антрополог Джеймс Фрейзер в своей основополагающей работе «Золотая ветвь» (1890) утверждал, что эти мифы о смерти и возрождении являются отголосками сельскохозяйственных циклов: отмирание растительности зимой и ее возрождение весной.
Фрейзер утверждает, что все религии начинались как культы плодородия. Однако, поскольку эти культы плодородия были заброшены, мифы о смерти и возрождении остались, отражая психологическую потребность людей символически умереть и возродиться к духовной жизни. Средством достижения этого служат обряды инициации.
Швейцарский психоаналитик Карл Юнг утверждал, что смерть и воскрешение являются архетипическими (универсальными) процессами, которые являются частью коллективного бессознательного (врожденной сферы человеческого разума, содержащей архетипы – универсальные символы, которые формируют наш личный опыт).
По мнению Юнга, архетипические процессы смерти и воскрешения могут быть использованы в задаче психологической трансформации и роста. Действительно, это то, что, по-видимому, происходит в обрядах инициации.
Путешествие героя
Обряды инициации, особенно те, которые связаны с болью и борьбой, также можно рассматривать как выражение идеи Джозефа Кэмпбелла о «путешествии героя». «Путешествие героя» — это базовая модель, которую, по мнению Кэмпбелла, можно найти во многих мифах по всему миру.
Этот универсальный паттерн был подробно описан в его знаменитой книге «Герой с тысячей лиц» (1949). Кэмпбелл резюмирует мономиф следующим образом: «Герой отправляется из мира обычных дней в область сверхъестественных чудес: там встречаются невероятные силы и одерживается решающая победа: герой возвращается из этого таинственного приключения с силой даровать блага своим ближним».
Путешествие героя также включает в себя ряд отдельных этапов, которые могут быть применены к бесчисленным древним мифам, а также к современным историям и фильмам. Два важных этапа, имеющих отношение к нашему обсуждению обрядов инициации, — это «Дорога испытаний» или «Испытание» и «Пересечение порога возвращения».
Дорога испытаний включает в себя серию испытаний, заданий или мытарств, которые герой должен пройти, чтобы достичь трансформации. Преодоление порога возвращения предполагает сохранение мудрости, полученной в путешествии, интеграцию этой мудрости в свою жизнь и обмен этой мудростью с остальной частью сообщества.
Обряды инициации вписываются в повествование о путешествии героя, потому что посвященный должен пройти через испытания, чтобы достичь духовной и психологической трансформации.
Рост через борьбу
Многие традиционные обряды инициации могут показаться варварскими и жестокими с западной точки зрения, но в свете архетипа мономифа легко понять, почему они практикуются. Требование вытерпеть некоторую физическую боль или испытать свое мужество является очень распространенной чертой обрядов инициации в традиционных обществах.
Современным аналогом этого были бы «ритуалы дедовщины», связанные с посвящением в братство, хотя такие ритуалы сейчас запрещены во многих университетских городках. Хороший документальный фильм о такого рода дедовщине – «Дом братства».
Легко провести паралель между борьбой и проверкой своего мужества, которая возникает в результате такого рода экстремальной дедовщины, и аналогичной борьбой, связанной с традиционными церемониями посвящения. Обе они, по-видимому, усиливают групповую принадлежность и «братство».
Вступление в банду часто влечет за собой избиение другими членами банды. Тот факт, что обряды инициации все еще существуют в современном обществе, хотя и лишены сакрального значения, говорит о том, что они занимают центральное место в человеческой психологии.
Нет сомнений в том, что посвящение в братство, банду или тайное общество усиливает групповые связи и чувство общности. Например, в этом исследовании, озаглавленном «Поступление в колледж и распаковка дедовщины» (2005), было обнаружено, что церемонии инициации дедовщины вызывают конформизм среди новых членов, что способствует групповой солидарности.
Другое исследование, озаглавленное «Ожидание серьезной инициации» (2005), показало, что инициация усиливает чувство групповой привлекательности, но только у мужчин.
Что касается второго важного этапа путешествия героя — пересечения Порога возвращения, посвященный возвращается в общество с вновь обретенным чувством священности и принадлежности. Именно эта вновь обретенная мудрость позволяет посвященному функционировать как ценному члену этого общества.
Обряды инициации являются выражением мономифа – универсального повествования, потому что оно отражает нечто универсальное и глубокое в человеческой психологии – желание личной трансформации, роста, овладения собственной судьбой и принятия в группу.
Нуждается ли современное общество в обрядах инициации?
Как социальные животные, люди нуждались в групповой принадлежности для выживания, и сегодня она нужна нам для нашего благополучия. Поэтому понятно, почему обряды инициации так широко практикуются и почему они все еще сохраняются в современном обществе.
Утрата значимых ритуалов инициации в современном обществе частично объясняет, почему так много людей чувствуют себя изолированными и отрезанными от любого чувства общности.
Некоторые писатели, такие как Дэниел Пинчбек, утверждали, что нам необходимо восстановить значимые обряды инициации. Сам Пинчбек интересуется обрядами инициации с использованием психоделических растений.
В своей книге «Вскрывая голову» (2002) он объясняет, как такие культуры, как культура Бвити в Габоне, используют галлюциногенное растение ибога в ритуалах, которые позволяют молодым мужчинам стать ответственными членами сообщества. Пинчбек сам участвовал в одной из таких церемоний ибоги.
Ибогаин (психоактивное химическое вещество в ибоге) часто вызывает трудные физические и психологические переживания, которые соответствуют физической и психологической борьбе в путешествии героя. Преодоление этих трудностей знаменует принятие посвящаемого в группу.
Рам Дасс аналогичным образом написал о том, как современное общество может извлечь выгоду из таких ритуалов, в своем эссе «Психоделические обряды перехода». Он утверждает, что мы — обделенное общество с точки зрения духовных ритуалов, и использует пример своей собственной Бар-мицвы, которую, по его словам, он выполнил механически и поверхностно.
Он также объясняет, что отсутствие психоделических ритуалов перехода является одной из причин, по которой в первую очередь могут происходить плохие трипы (опыты) – первые психоделические переживания многих людей происходят в неконтролируемой и неподходящей обстановке без поддержки. Более того, многие люди вступают в этот опыт с неподготовленным мышлением, что не допускается при посвящении в традиционном обществе.
Олдос Хаксли исследует идею психоделических обрядов инициации в своем романе «Остров» (1962), где молодые люди на воображаемом острове Хаксли готовятся к психоделическому путешествию и выходят из него ответственными взрослыми.
Еще в 60-х годах Рам Дасс, Тимоти Лири и Ральф Метцнер написали книгу под названием «Психоделический опыт» (1964). Они черпали вдохновение из Тибетской книги мертвых как основы для руководства психоделическим путешествием смерти и возрождения — тема, которая, как мы знаем, имеет параллель в ритуалах инициации традиционных обществ.
Молодым людям, которые все равно будут экспериментировать с психоделиками, возможно, понадобится больше подобных книг. Проведение надлежащих обрядов психоделической инициации могло бы свести к минимуму риск негативного опыта, а также позволить молодым людям совершить переход во взрослую жизнь.
Заключение
Надеюсь, вам было интересно узнать про инициацию — что это в психологии, как она проводится и зачем она нужна. В современном обществе инициация играет важную роль в некоторых обрядах. Например, свадьба — посвящение в женщины. Даже обряд похорон можно считать инициацией — проводы усопшего в другой мир и посвящение оставшихся в новое качество.
Будьте здоровы! Инициируйтесь вовремя. До встречи на сеансах-консультациях!
оцените статью