АвторДмитрий Кочегаров
iniciaciya eto v psihologii

Инициация — что это в психологии и для чего нужно?

В этой статье расскажу про инициацию  — что это в психологии. Не смотря на то, что обряды инициации являются неотъемлемой частью только традиционных обществ, в нашей стране, да и в большинстве других, инициация также имеет довольно важное значение во многих аспектах жизни.

Содержание статьи:

Что такое инициация?

Обряд инициации — это ритуал или церемония, знаменующая вступление или принятие в группу или общество. В современном обществе церемонии инициации обычно знаменуют переход во взрослую жизнь.

Примерами таких церемоний могут служить христианское крещение, еврейский Бар и Бат-мицва, посвящение в банду, военное посвящение, принятие в братство или тайное общество или окончание школы – выпускной бал.

Антропологи наибольшее внимание уделяют обрядам инициации в традиционных обществах, поскольку эти церемонии сохраняют гораздо большее значение для этого общества, чем наши церемонии для нас.

iniciaciya eto v psihologii

Хотя и мы сейчас можем наряжаться для церемоний посвящения и относимся к ним как к поводу для празднования, в традиционных обществах такие церемонии имеют гораздо более глубокий смысл и служат повышению групповой принадлежности.

Смысл инициации

Известный историк религии Мирча Элиаде писал об этом различии в своей книге «Обряды и символы посвящения» (1958). Он пишет, «…в современном западном мире значимой инициации практически не существует».

Элиаде определяет посвящение как «совокупность обрядов и устных учений, цель которых состоит в том, чтобы произвести решающее изменение в религиозном и социальном статусе человека, подлежащего посвящению. В философских терминах инициация эквивалентна основному изменению экзистенциального; новичок выходит из своего испытания существом, совершенно отличным от того, которым он обладал до своего посвящения…».

Инициация в период половой зрелости в традиционных обществах особенно важна, потому что только благодаря таким обрядам подросток станет взрослым и, следовательно, полноценным членом этого общества.

Для многих людей, живущих в современном обществе, религиозные обряды инициации, такие как крещение и Бар–мицва, кажутся лишенными своего первоначального священного значения, совершаемыми исключительно во имя традиции.

В традиционных обществах обряды инициации играют ключевую роль в приобщении посвящаемого к духовным ценностям сообщества. Человек изучает священные мифы и традиции племени, имена богов и историю их деяний. Посвященный также узнает о том, что племя обладает мистической связью с этими богами, которая была установлена в начале времен.

iniciaciya eto v psihologii

Таким образом, эти церемонии знакомят посвящаемого с ощущением мира как «священного», тогда как в современных обществах подобные церемонии более поверхностны и проводятся ради традиции, без реального ощущения «священности», связанной с ритуалом.

Мифы и психология

Не только преподавание священной истории группы наполняет новичка чувством священного, но и череда испытаний, через которые им приходится пройти. Как выразился Элиаде, «именно эти испытания в первую очередь составляют религиозный опыт посвящения – встречу со священным».

Испытания чаще всего символизируют чью-то смерть, за которой следует воскрешение или перерождение. Обряды инициации символизируют смерть новичка (означая конец детства, невежества и мирянства), а также возрождение новичка (знаменуя его возвращение в племя с другим способом существования).

Этот ритуал смерти-возрождения также является символическим микрокосмом мифа о сотворении общества – символическое повторение мифа о сотворении мира призвано способствовать присутствию богов.

В ритуалах инициации «смерть» соответствует временному возвращению к изначальному Хаосу, из которого родилась вселенная, в то время как «возрождение» соответствует рождению вселенной. Из этой символической реконструкции мифа о сотворении мира рождается новый индивид.

Элиаде подчеркивает, что «инициатическая смерть необходима для начала духовной жизни. Ее функция должна быть понята в связи с тем, что она готовит — рождение для более высокого способа существования».

Обряды инициации можно рассматривать как выражение мифа о смерти и возрождении, который укоренился в человеческой психологии. Почти в каждой древней культуре вы найдете миф об «умирающем и воскресающем боге» — Иисусе, Будде, Кришне, Кецталь-Коатле (ацтеках), Осирисе, Исиде, Горе, Ра, Таммузе (вавилонянине), Бальдре (норвежце), Идзанами (японце), Дионисе, Адонисе, Персефона – все они умерли и возродились.

Известный социальный антрополог Джеймс Фрейзер в своей основополагающей работе «Золотая ветвь» (1890) утверждал, что эти мифы о смерти и возрождении являются отголосками сельскохозяйственных циклов: отмирание растительности зимой и ее возрождение весной.

iniciaciya eto v psihologii

Фрейзер утверждает, что все религии начинались как культы плодородия. Однако, поскольку эти культы плодородия были заброшены, мифы о смерти и возрождении остались, отражая психологическую потребность людей символически умереть и возродиться к духовной жизни. Средством достижения этого служат обряды инициации.

Швейцарский психоаналитик Карл Юнг утверждал, что смерть и воскрешение являются архетипическими (универсальными) процессами, которые являются частью коллективного бессознательного (врожденной сферы человеческого разума, содержащей архетипы – универсальные символы, которые формируют наш личный опыт).

По мнению Юнга, архетипические процессы смерти и воскрешения могут быть использованы в задаче психологической трансформации и роста. Действительно, это то, что, по-видимому, происходит в обрядах инициации.

Путешествие героя

Обряды инициации, особенно те, которые связаны с болью и борьбой, также можно рассматривать как выражение идеи Джозефа Кэмпбелла о «путешествии героя». «Путешествие героя» — это базовая модель, которую, по мнению Кэмпбелла, можно найти во многих мифах по всему миру.

Этот универсальный паттерн был подробно описан в его знаменитой книге «Герой с тысячей лиц» (1949). Кэмпбелл резюмирует мономиф следующим образом: «Герой отправляется из мира обычных дней в область сверхъестественных чудес: там встречаются невероятные силы и одерживается решающая победа: герой возвращается из этого таинственного приключения с силой даровать блага своим ближним».

iniciaciya eto v psihologii

Путешествие героя также включает в себя ряд отдельных этапов, которые могут быть применены к бесчисленным древним мифам, а также к современным историям и фильмам. Два важных этапа, имеющих отношение к нашему обсуждению обрядов инициации, — это «Дорога испытаний» или «Испытание» и «Пересечение порога возвращения».

Дорога испытаний включает в себя серию испытаний, заданий или мытарств, которые герой должен пройти, чтобы достичь трансформации. Преодоление порога возвращения предполагает сохранение мудрости, полученной в путешествии, интеграцию этой мудрости в свою жизнь и обмен этой мудростью с остальной частью сообщества.

Обряды инициации вписываются в повествование о путешествии героя, потому что посвященный должен пройти через испытания, чтобы достичь духовной и психологической трансформации.

Рост через борьбу

Многие традиционные обряды инициации могут показаться варварскими и жестокими с западной точки зрения, но в свете архетипа мономифа легко понять, почему они практикуются. Требование вытерпеть некоторую физическую боль или испытать свое мужество является очень распространенной чертой обрядов инициации в традиционных обществах.

Современным аналогом этого были бы «ритуалы дедовщины», связанные с посвящением в братство, хотя такие ритуалы сейчас запрещены во многих университетских городках. Хороший документальный фильм о такого рода дедовщине – «Дом братства».

Легко провести паралель между борьбой и проверкой своего мужества, которая возникает в результате такого рода экстремальной дедовщины, и аналогичной борьбой, связанной с традиционными церемониями посвящения. Обе они, по-видимому, усиливают групповую принадлежность и «братство».

Вступление в банду часто влечет за собой избиение другими членами банды. Тот факт, что обряды инициации все еще существуют в современном обществе, хотя и лишены сакрального значения, говорит о том, что они занимают центральное место в человеческой психологии.

Нет сомнений в том, что посвящение в братство, банду или тайное общество усиливает групповые связи и чувство общности. Например, в этом исследовании, озаглавленном «Поступление в колледж и распаковка дедовщины» (2005), было обнаружено, что церемонии инициации дедовщины вызывают конформизм среди новых членов, что способствует групповой солидарности.

iniciaciya eto v psihologii

Другое исследование, озаглавленное «Ожидание серьезной инициации» (2005), показало, что инициация усиливает чувство групповой привлекательности, но только у мужчин.

Что касается второго важного этапа путешествия героя — пересечения Порога возвращения, посвященный возвращается в общество с вновь обретенным чувством священности и принадлежности. Именно эта вновь обретенная мудрость позволяет посвященному функционировать как ценному члену этого общества.

Обряды инициации являются выражением мономифа – универсального повествования, потому что оно отражает нечто универсальное и глубокое в человеческой психологии – желание личной трансформации, роста, овладения собственной судьбой и принятия в группу.

Нуждается ли современное общество в обрядах инициации?

Как социальные животные, люди нуждались в групповой принадлежности для выживания, и сегодня она нужна нам для нашего благополучия. Поэтому понятно, почему обряды инициации так широко практикуются и почему они все еще сохраняются в современном обществе.

Утрата значимых ритуалов инициации в современном обществе частично объясняет, почему так много людей чувствуют себя изолированными и отрезанными от любого чувства общности.

Некоторые писатели, такие как Дэниел Пинчбек, утверждали, что нам необходимо восстановить значимые обряды инициации. Сам Пинчбек интересуется обрядами инициации с использованием психоделических растений.

В своей книге «Вскрывая голову» (2002) он объясняет, как такие культуры, как культура Бвити в Габоне, используют галлюциногенное растение ибога в ритуалах, которые позволяют молодым мужчинам стать ответственными членами сообщества. Пинчбек сам участвовал в одной из таких церемоний ибоги.

Ибогаин (психоактивное химическое вещество в ибоге) часто вызывает трудные физические и психологические переживания, которые соответствуют физической и психологической борьбе в путешествии героя. Преодоление этих трудностей знаменует принятие посвящаемого в группу.

Рам Дасс аналогичным образом написал о том, как современное общество может извлечь выгоду из таких ритуалов, в своем эссе «Психоделические обряды перехода». Он утверждает, что мы — обделенное общество с точки зрения духовных ритуалов, и использует пример своей собственной Бар-мицвы, которую, по его словам, он выполнил механически и поверхностно.

Он также объясняет, что отсутствие психоделических ритуалов перехода является одной из причин, по которой в первую очередь могут происходить плохие трипы (опыты) – первые психоделические переживания многих людей происходят в неконтролируемой и неподходящей обстановке без поддержки. Более того, многие люди вступают в этот опыт с неподготовленным мышлением, что не допускается при посвящении в традиционном обществе.

iniciaciya eto v psihologii

Олдос Хаксли исследует идею психоделических обрядов инициации в своем романе «Остров» (1962), где молодые люди на воображаемом острове Хаксли готовятся к психоделическому путешествию и выходят из него ответственными взрослыми.

Еще в 60-х годах Рам Дасс, Тимоти Лири и Ральф Метцнер написали книгу под названием «Психоделический опыт» (1964). Они черпали вдохновение из Тибетской книги мертвых как основы для руководства психоделическим путешествием смерти и возрождения — тема, которая, как мы знаем, имеет параллель в ритуалах инициации традиционных обществ.

Молодым людям, которые все равно будут экспериментировать с психоделиками, возможно, понадобится больше подобных книг. Проведение надлежащих обрядов психоделической инициации могло бы свести к минимуму риск негативного опыта, а также позволить молодым людям совершить переход во взрослую жизнь.

Заключение

Надеюсь, вам было интересно узнать про инициацию — что это в психологии, как она проводится и зачем она нужна. В современном обществе инициация играет важную роль в некоторых обрядах. Например, свадьба — посвящение в женщины. Даже обряд похорон можно считать инициацией — проводы усопшего в другой мир и посвящение оставшихся в новое качество.

Будьте здоровы! Инициируйтесь вовремя. До встречи на сеансах-консультациях!

поделиться ссылкой:

оцените статью

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (32 оценок, среднее: 3,09 из 5)
Загрузка...