АвторДмитрий Кочегаров
bulling eto v psihologii

Буллинг — что это в психологии и как с ним справиться?

В этой статье расскажу про буллинг — что это в психологии.

Взрослый узнает, как распознать вовлеченность в него своего ребенка и сможет помочь ему. Подросток сможет назвать обидчика «буллем» и, получив за это очередную порцию издевательств, выберет лучший для себя вариант поведения.

А читатель-ребенок будет знать к чему готовиться в будущем, раз такой умный. Ведь буллинг, так или иначе, коснется каждого школьника — так уж устроены эти молодые люди.

Содержание статьи:

Что такое буллинг?

Буллинг (от английского bullying — травля, запугивание, издевательство) — это агрессивное преследование одного из членов коллектива. Данное явление обычно происходит среди школьников.

Агрессивное поведение детей предполагает реальное или мнимое неравенство сил. Поведение повторяется или может повторяться с течением времени. У обоих детей — над которыми издеваются и которые запугивают других, могут быть серьезные и длительные психологические проблемы.

Агрессивное поведение характеризуется:

  • Неравенством сил: дети, которые запугивают, используют свое преимущество: физическую силу, доступ к компрометирующей информации или популярность, чтобы оказывать давление или вредить другим.

Баланс сил может меняться со временем и в разных ситуациях, даже если в них участвуют одни и те же люди.

  • Повторяемостью: хулиганское поведение случается или может произойти более одного раза.

Ребенок, склонный к постоянным издевательствам над другими, как правило, неосознанно пытается привлечь к себе внимание родителей и окружающих.

Он нуждается в безусловной любви, которой ему не хватает.

Травля включает такие действия, как угрозы, распространение слухов, физические или устные нападки на кого-либо и намеренное исключение кого-либо из группы.

Типы травли

Есть три типа травли:

Устная травля — говорить или писать подлые вещи. Устное издевательство включает в себя:

    • Поддразнивания;
    • Навешивание ярлыков;
    • Неуместные комментарии сексуального характера;
    • Угрозы причинить вред.

Социальная травля (иногда употребляется «реляционное запугивание»), затрагивает чью-то репутацию или отношения. Социальное издевательство бывает:

    • Демонстративное игнорирование кого-то;
    • Подговаривание других детей не дружить с кем-то;
    • Распространение слухов о ком-то;
    • Унижение кого-то при людях.

bulling eto v psihologii

Физическая травля включает в себя причинение вреда человеку или его имуществу:

      • Удары, подножки;
      • Плевки;
      • Толчки;
      • Поломка чьих-то вещей;
      • Злобные или грубые жесты.

Роли детей в буллинге

Дети могут играть много ролей: могут издеваться над другими, над ними могут издеваться, или они могут стать свидетелями издевательств. Обычно дети, вовлеченные в издевательства, играют более одной роли. Важно понимать, какую роль играют дети, чтобы эффективно предотвращать издевательства и реагировать на них.

Говоря о ситуации травли, легко назвать детей, которые запугивают других, «хулиганами» а тех, кого преследуют «жертвами», но это может иметь непредвиденные последствия. Когда дети отмечены как «хулиганы» или «жертвы», это может:

  • Говорить о том, что поведение ребенка не может измениться;
  • Помешать распознать множественные роли, которые дети могут играть в разных ситуациях издевательства;
  • Отвлечь внимание от других факторов, влияющих на их поведение — влияния сверстников или школьной атмосферы.

Вместо того, чтобы вешать ярлыки на участвующих детей, стоит указывать на их поведение:

  • Вместо того, чтобы называть ребенка «хулиганом», называть его «ребенком, который издевается»;
  • Вместо того, чтобы называть ребенка «жертвой», называть его «ребенком, над которым издеваются»;
  • Вместо того, чтобы называть ребенка «хулиганом / жертвой», называть его «ребенком, которого одновременно запугивали и издевался над другими».

Дети, вовлеченные в буллинг

Роли, которые дети играют в травле, не ограничиваются теми, кто запугивает других, и теми, кого запугивают. Некоторые исследователи говорят о «круге запугивания», чтобы определить и тех, кто непосредственно участвует в запугивании, и тех, кто активно или пассивно помогает поведению или защищается от него.

bulling eto v psihologii

Прямые роли включают в себя:

  • Детей, которые издеваются: эти дети ведут себя агрессивно по отношению к своим сверстникам. Есть много факторов риска, которые могут способствовать вовлечению ребенка в поведение.

Часто этим детям требуется поддержка для изменения их поведения и решения любых других проблем, влияющих на их поведение.

  • Дети, над которыми издеваются: Эти дети являются мишенями для издевательств. Некоторые факторы повышают риск издевательств над детьми, но не все дети с такими характеристиками будут подвергаться издевательствам.

Иногда детям может понадобиться помощь в обучении тому, как правильно реагировать на издевательства.

Даже если ребенок не принимает непосредственного участия в издевательствах, он может способствовать им. Наблюдение за издевательством может также повлиять на ребенка, поэтому важно, чтобы они узнали, что им следует делать, когда они видят такую ситуацию.

Роли, которые играют дети, когда становятся свидетелями травли:

  • Дети, которые помогают: эти дети могут не начинать издевательства или руководить поведением издевательства, но служить «помощниками» для тех, которые издеваются. Эти дети могут поощрять хулиганское поведение и иногда присоединяться.
  • Дети, которые поддерживают: Эти дети непосредственно не вовлечены в поведение запугивания, но они дают издевательствам аудиторию. Они могут смеяться или оказывать другую поддержку детям, которые издеваются. Это может способствовать продолжению издевательств.
  • Аутсайдеры: эти дети остаются отдельно от ситуации издевательств. Они не усиливают издевательства и не защищают запугиваемого ребенка. Некоторые могут наблюдать за происходящим, но не дают обратной связи о ситуации,чтобы показать, что они на чьей-либо стороне.

Присутствие аудитории может поощрить хулиганское поведение. Эти дети часто хотят помочь, но не знают как.

  • Дети, которые защищают: эти дети активно утешают другого, подвергаются издевательствам и могут встать на защиту ребенка, когда над ним издеваются.

Большинство детей со временем играют более чем одну роль в травле. В некоторых случаях они могут быть непосредственно вовлечены в издевательства — теми, кто издевается над другими, или сами подвергаться издевательствам, а в других они могут быть свидетелями издевательств и играть вспомогательную или защитную роль.

Каждая ситуация индивидуальна. Некоторые дети издеваются и запугивают других. Стоит отметить, что те, кто издеваются и запугивают других, могут подвергаться большему риску негативных проявлений, таких как депрессия или суицидальные мысли.

Это подчеркивает необходимость вовлечения всех детей в профилактические мероприятия, а не только тех, кто, как известно, непосредственно вовлечен в травлю.

Кто в опасности?

Ни один из факторов не подвергает ребенка повышенному риску его запугивания или запугивания им других. Травля может произойти где угодно — в городах, пригородах или в деревне.

В зависимости от среды, некоторые группы, такие как лесбиянки, геи, бисексуалы, транссексуалы, молодые люди с ограниченными возможностями и социально изолированная молодежь, могут подвергаться повышенному риску травли.

bulling eto v psihologii

Как правило, дети, которые подвергаются издевательствам, имеют один или несколько из следующих факторов риска:

  • Они воспринимаются как чем-то отличающиеся от своих сверстников, например, имеют избыточный или недостаточный вес, носят очки или странную одежду, являются новичками в школе или неспособны позволить себе то, что дети считается «крутым»;
  • Воспринимаются как слабые или неспособные защитить себя;
  • Подвержены депрессии, беспокойству или имеют низкую самооценку;
  • Менее популярны, чем другие, и у них мало друзей;
  • Не ладят с другими людьми, воспринимаются, как раздражающие или провоцирующие.

Однако даже если у ребенка есть эти факторы риска, это не значит, что над ним обязательно будут издеваться.

Есть два типа детей, которые наиболее склонны запугивать других:

  • Имеющие хорошие контакты со своими сверстниками и социальную власть, чрезмерно обеспокоенные своей популярностью и любящие доминировать и руководить другими;
  • Более изолированные от своих сверстников и, возможно, пребывающие в депрессии или тревоге, имеющие низкую самооценку, меньше участвующие в школьной жизни, легко подвергающиеся давлению со стороны сверстников или не отождествляющие себя с эмоциями или чувствами других.

Дети, имеющие следующие признаки, также более склонны запугивать других:

  • Агрессивность или склонность к разочарованию;
  • Имеющие недостаток родительского участия или проблемы в семье;
  • Плохо думающие о других;
  • Плохо принимающие правила;
  • Рассматривающие насилие в позитивном ключе;
  • Имеющие друзей, издевающихся над другими.

Имейте ввиду, что те, кто запугивает других, не обязательно сильнее или больше тех, кого они запугивают. Неравенство сил может происходить из ряда факторов — популярности, силы, когнитивных способностей — и дети, склонные к буллингу, обычно отличаются наличием нескольких этих характеристик.

Где и когда происходит травля?

Травля может произойти во время или после школьных занятий. Хотя большинство случаев запугивания происходит в школьном здании, издевательства могут случаться и на детской площадке или в автобусе — по пути в школу или из школы, а также в сети Интернет.

Частота издевательств

Статистика показывает, что в целом по стране около 20% учащихся в возрасте от 12 до 18 лет подвергаются издевательствам, а 19% учащихся 9–12 классов сообщают о том, что в течение 12 месяцев, предшествовавших опросу, издевались над другими учащимися школы.

Что такое кибербуллинг?

Кибербуллинг — это травля в цифровых устройствах, таких как сотовые телефоны, компьютеры и планшеты. Киберзапугивание может происходить с помощью SMS, текстовых сообщений и приложений, а также в Интернете в социальных сетях, на форумах или в играх, где люди могут просматривать, участвовать или делиться контентом.

bulling eto v psihologii

Киберзапугивание включает отправку, публикацию или передачу негативного, вредного, ложного или подлого контента о ком-либо еще. Это может быть распространением личной информации о ком-либо, вызывающей смущение или унижение.

Иногда кибербуллинг происходит на грани с незаконным или преступным поведением.

Наиболее распространенные места, где происходит киберзапугивание:

  • Социальные сети, такие как Facebook, Вконтакте, Одноклассники и Twitter;
  • SMS (служба коротких сообщений) — текстовые сообщения, отправленные через устройства;
  • Сообщения через электронную почту.

В связи с популярностью социальных сетей и цифровых форумов, посторонние и знакомые часто могут просматривать комментарии, фотографии, посты и контент, которыми делятся люди.

Любой контент, которым человек делится в Интернете, — личный, негативный, подлый или вредный, создает своего рода постоянную публичную запись его взглядов и поведения. Эта общедоступная запись может рассматриваться как онлайн-характеристика, доступная школам, работодателям, школам, институтам и всем людям, желающим узнать человека сейчас или в будущем.

Киберзапугивание может нанести ущерб репутации в сети всех участников — не только человека, над которым издеваются, но и тех, кто совершает запугивание или участвует в нем.

Кибербуллинг имеет свои особенности:

Постоянство цифровые устройства обеспечивают возможность немедленного и непрерывного общения 24 часа в сутки, поэтому детям, подверженным киберзапугиванию, бывает трудно скрыться от них.

Большая часть информации, передаваемой в электронном виде, является постоянной и общедоступной, если специально не удаляется. Отрицательная репутация в Интернете, в том числе для тех, кто запугивает, может повлиять на поступление в институт, на работу и другие сферы жизни.

Трудность обнаружения  поскольку учителя и родители могут не слышать или не видеть кибербуллинга, это труднее распознать.

Борьба с буллингом

Не смотря на то, что существуют положения, обязующие школы реагировать на издевательства, многие учебные заведения не могут влиять на издевательства, которые происходят за их пределами.

Школы могут предпринимать действия либо в соответствии с требованиями закона, либо со школьными правилами, которые позволяют им принимать дисциплинарные меры или другие действия.

Тактика киберзапугивания

Важно понимать, как происходит кибербуллинг, чтобы можно было его распознать и принять меры.

Некоторые из наиболее распространенных тактик кибербуллинга включают в себя:

  • Публикацию комментариев или слухов о ком-то в Интернете, являющихся злыми, вредными или порочащими;
  • Угрозу причинить кому-либо боль или внушить ему убить себя;
  • Публикацию компрометирующего изображения или видео;
  • Изображение себя кем-то другим в сети, чтобы запрашивать или публиковать личную или ложную информацию о ком-то еще;
  • Публикация в Интернете подлых или оскорбительных обзывательств, комментариев или материалов о любой расе, религии, этнической принадлежности или других личных характеристиках;
  • Создание злой или вредной веб-страницы о ком-то;
  • «Doxing» (доксинг) — сокращенная форма английского слова «документы», — форма преследования в Интернете, используемая для мести, угроз и разрушения неприкосновенности частной жизни отдельных лиц. Подразумевает выкладывание личной информации о человеке в общий доступ.

Поскольку кибербуллинг может происходить по-разному, примеры, основанные на реальных событиях, могут дать более глубокое понимание обычно используемой тактики. Наряду с другими факторами риска, издевательства могут увеличить риск самоубийства.

Кибербуллинг бывает безжалостным, способствующим тревоге и депрессии. Имеются прецеденты уголовного преследования молодых людей, которые, издеваясь, побуждали человека покончить с собой.

Некоторые формы кибербуллинга — это преследование, происходящее на грани с преступлением. Преследования встречаются также в отношениях мужчины и женщины и могут перерасти в межличностное насилие.

Описанные ниже ситуации являются примерами различных тактик кибербуллинга. При правильном и своевременном вмешательстве, кибериздевательство может быть благополучно остановлено без существенного вреда и негативных последствий.

Если кибериздевательства не пресекаются, они могут иметь долгосрочные последствия для психического здоровья и негативно повлиять на жизнь всех, кто в них участвует.

Нужна помощь в сложной психологической ситуации? Перейдите сюда.

Обнаженная фотография

Девушка отправила обнаженную фотографию своему парню, когда они встречались. После того, как они расстались, он поделился фотографией с другими молодыми людьми, которые затем назвали ее оскорбительными, унизительными словами в социальных сетях.

Ложь и ложные обвинения

Группа учеников попала в неприятности в школе из-за того, что была пьяной, и обвинила девочку, которая ничего не знала об этом, в том, что она сообщила о них школьному руководству. Они начали писать ей днем ​​и ночью и публиковать оскорбительные, унизительные сообщения в социальных сетях.

Другие ученики увидели их сообщения и тоже начали преследовать девушку. Постоянно издевались над ней в сообщениях и лично в школе. В конце концов она закрыла свои учетные записи в социальных сетях и сменила номер телефона. Тем не менее, травля в школе продолжалась.

Травля из-за материального положения

Школьники опубликовали негативные комментарии в социальной сети одноклассника, комментируя его одежду и кроссовки, которые были не самых дорогих брендов, вроде тех, что носили большинство из них. Они высмеивали его, называли его «бедным» и продолжали издеваться в школе.

Мальчик пропустил много дней в школе, пытаясь избежать преследования и унижений.

Ложный профиль, иногда называемый «Sockpuppet» (фейк, виртуал)

Одноклассница девушки создала поддельную учетную запись в социальной сети на имя мальчика и начала с ней онлайн-отношения. Хотя они не встречались лично, девушка сказала этому «мальчику» личную информацию о себе и своей семье.

Одноклассница, создавшая фальшивую учетную запись, затем поделилась личной информацией с другими детьми, которые использовали ее для издевательств, унижений и преследования девочки.

Подталкивание к самоповреждению или самоубийству

Молодой парень с физическими недостатками и шрамами на лице подвергался преследованиям в социальных сетях через письма других школьников. Они называли его унизительными именами, говорили, что ему будет лучше умереть. Они написали «почему ты не умрешь?» на его школьном шкафчике и призывали его покончить с собой.

Издевательства за ориентацию

Мальчик-подросток, который был откровенным геем, начал получать угрозы убийством по телефону, через текстовые сообщения и социальные сети за то, что он гей. Студенты создали анти-гей-группу в социальных сетях и преследовали его, размещая ненавистные сообщения о нем.

Издевательства из-за ревности

Девочки-подростки в своем классе преследовали девушку за то, что она встречалась с очень популярным мальчиком. Девочки отправляли ей ненавистные сообщения в социальных сетях и писали унизительные сообщения на ее школьном шкафчике.

Doxing (доксинг) в онлайн-играх

Подросток разместил комментарии на публичном игровом форуме, выразив свою неприязнь к определенным игровым функциям и тактике. Другой пользователь не согласился с ним на форуме, затем нашел информацию о мальчике в Интернете и разместил его адрес, электронную почту и ссылки на социальные сети в комментарии.

Мальчик получил множество писем и сообщений от незнакомцев с угрозами прийти к нему домой и избить его, а также заблокировать его игровой аккаунт.

Кто такой буллер (булли)?

Буллер (ненавистник) — это термин, используемый для обозначения людей, которые используют негативные и критические комментарии и поведение, чтобы обидеть другого человека, заставляя его выглядеть или чувствовать себя плохо.

Эти вредные и негативные комментарии могут быть доставлены лично, в Интернете, в сообщениях и ​​приложениях. Часто комментарии и поведение повторяются через какое-то время. Ненавистники бывают анонимными (особенно онлайн), но они также могут быть и знакомыми — например, бывшими друзьями.

Ненавистное, критическое поведение — еще одна форма запугивания или киберзапугивания. Как и издевательства, ненавистное поведение — это то, что делает человек — а не то, кем он является. И его можно изменить.

Ненавистники часто выбирают людей, которых они считают отличными от себя. Нахождение критикуемого в фокусе негативных и критических комментариев может расстраивать и вызывать чувства гнева, обиды и растерянности, а также заставлять его подвергать сомнению самооценку и поведение.

Если негативные комментарии публикуются в сети, это также может заставить кого-то бояться использовать свои учетные записи в социальных сетях или стыдиться того, что там происходит. Многие дети и подростки не хотят быть участниками негативного поведения, такого как обзывание, критика, запугивание и киберзапугивание.

bulling eto v psihologii

Подростки, которые чувствуют себя подавленными в социальных сетях, часто отказывают друзьям в подписке и отказываются от подписок сами. Работа с ненавистниками ничем не отличается от борьбы с запугиванием и киберзапугиванием.

Как бороться с ненавистниками?

  • Игнорируйте их. Уходите. Не реагируйте и не отвечайте на негативные комментарии. Если это продолжается, есть и другие действия, которые можно предпринять. Если кто-то угрожает Вам, сообщите об этом родителю, учителю или другому взрослому.
  • Блокируйте онлайн ненавистников. Если кто-то делает отрицательные или ненавистные комментарии к вашим сообщениям или аккаунту, заблокируйте их. Если они угрожают Вам, сообщите об этом родителям, сообщите администратору платформы, сделав скриншоты.
  • Будьте добры и почтительны даже к ненавистникам. Это показывает, что Вы контролируете свои эмоции и не позволяете негативу сломить Вас.
  • Будьте с товарищами. Наличие рядом друга, когда Вы думаете, что можете столкнуться с ненавистником, не только снижает вероятность инцидента, но также означает, что у вас будет поддержка.
  • Напомните себе, что комментарии от ненавистников являются отражением их самих — на самом деле это не о Вас. Людям, которые чувствуют себя хорошо, не нужно подавлять других.
  • Поток критики может быть признаком боли. Люди иногда набрасываются, потому что у них другие жизненные трудности. Отрицательные комментарии могут не иметь никакого отношения лично к Вам.
  • Откройте свои чувства. Поговорите с доверенным взрослым или другом и получите поддержку.
  • Продолжайте быть собой. Продолжайте двигаться вперед, преследуя свои интересы и быть тем, кто Вы есть.

Как предотвратить буллинг?

Будьте в курсе того, что Ваши дети делают в Интернете. Ребенок может быть вовлечен в кибербуллинг несколькими способами. Он может быть запуган сам, может запугивать других или быть свидетелем издевательств.

Родители, учителя и другие взрослые могут не знать обо всех цифровых носителях и приложениях, которые использует ребенок. Чем больше цифровых платформ использует ребенок, тем больше возможностей подвергнуться потенциальному киберзапугиванию.

Признаки кибербуллинга 

Многие из предупреждающих признаков того, что происходит киберзапугивание, связаны с использованием ребенком своего устройства:

  • Заметное увеличение или уменьшение использования устройства, в том числе переписки сообщениями;
  • Ребенок проявляет эмоциональные реакции (смех, гнев, расстройство) на то, что происходит на его устройстве;
  • Ребенок прячет свой экран или устройство, когда рядом находятся другие, и избегает обсуждения того, что происходит в его устройстве;
  • Учетные записи в социальных сетях закрыты или появляются новые;
  • Ребенок начинает избегать социальных ситуаций, даже тех, которые были в прошлом;
  • Ребенок становится замкнутым или подавленным или теряет интерес к людям и занятиям.

Что делать родителю, когда происходит киберзапугивание?

Если Вы заметили признаки того, что ребенок может быть ситуации киберзапугивания, примите меры для изучения его поведения. Киберзапугивание — это форма запугивания, и взрослые должны поддержать запуганного ребенка и показать ему, что относятся серьезно к этому.

Поскольку киберзапугивание происходит онлайн, реагирование на него требует разных подходов. Если Вы думаете, что ребенок вовлечен в киберзапугивание, Вы можете сделать следующее:

  • Обратите внимание — посмотрите, изменилось ли настроение или поведение, и выясните, в чем причина. Постарайтесь определить, происходят ли эти изменения в связи с использованием ребенком своих цифровых устройств.
  • Беседуйте — задавайте вопросы, чтобы узнать, что происходит, как это началось и кто в этом участвует.
  • Документируйте — ведите учет того, что происходит и где. Сделайте скриншоты вредоносных постов или контента, если это возможно. В случаев издевательства повторяются, а записи помогают документировать их.
  • Сообщите — большинство социальных сетей и школ имеют четкую позицию по данному вопросу. Если одноклассник запугивает, сообщите об этом в школу. Вы также можете связаться с приложением или платформой социальных сетей, чтобы сообщить об оскорбительном контенте и удалить его.

Если ребенок получает физические угрозы или в случае возможного преступного поведения, сообщите об этом в полицию.

  • Поддержите — сверстники и взрослые, которым доверяют, могут иногда публично вмешиваться, чтобы положительно влиять на ситуацию, когда негативные или вредные сообщения публикуются о ребенке.

Публичное вмешательство может включать в себя размещение положительных комментариев о человеке, на которого нацелено хулиганство, чтобы перевести обсуждение в позитивное русло. Это также может дать понять запугивающему ребенку Вашу обеспокоенность.

Попытайтесь определить, нужна ли поддержка тем, кто в этом участвует, например, помощь психолога или психиатра.

Заключение

Надеюсь, Вам было интересно узнать про буллинг — что это в психологии, как его избежать и как с ним справиться. Мы рассмотрели также, что такое кибербуллинг и чем занимается буллер.

А какие у Вас были случаи издевательств? Пишите об этом в комментариях к статье.

П.С. Скачайте бесплатно книгу «Счастье?! Как впустить в свою жизнь то, без чего оно невозможно» здесь.

 

поделиться ссылкой:

оцените статью

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...